Если загруженность двигателя определяется по величине угла открытия дроссельной заслонки, то для управления клапаном-дросселем используется механический привод, который соединяет дроссельную заслонку с клапаном-дросселем. Механическую связь дросселя с клапаном-дросселем можно осуществить двумя способами: с помощью рычагов и тяг и с помощью троса.

Устройство клапана-дросселя с механическим приводом управления весьма похоже на устройство регулятора давления. Он также состоит из плунжера и пружины, которая упирается в один из торцов плунжера. В корпусе клапана имеется внутренний канал, который позволяет подводить давление, формируемое этим клапаном, к другому торцу плунжера. К клапану-дросселю подводится давление основной магистрали, из которого и формируется TV-давление.

В начальный момент плунжер клапана-дросселя под воздействием пружины находится в крайнем левом положении. При этом отверстие, соединяющее клапан с основной магистра-пью, полностью открыто и масло под давлением поступает в канал формирования TV-давления и под левый торец плунжера клапана дросселя. При определенном давлении, определяемом жесткостью и величиной предварительной деформации пружины, сила давления на левый торец плунжера превысит усилие пружины, и он начнет перемещаться вправо. При этом плунжер перекроет отверстие основной магистрали и откроет сливное отверстие. Давление в канале TV-давления начнет падать, и плунжер под действием пружины вновь переместится влево, перекрывая при этом сливную и открывая основную магистраль. Давление в канале формирования TV-давления вновь начнет возрастать.

При таком варианте управления клапан-дроссель практически ничем не отличается от обычного регулятора давления. Отличительной особенностью его работы является то обстоятельство, что с помощью толкателя можно изменять величину предварительной деформации пружины.

Левая часть камеры соединена с атмосферой, правая с помощью шланга - с впускным коллектором двигателя. Пружина, которая в случае механического привода непосредственно действовала на плунжер клапана дросселя, размещена в этом случае в камере модулятора, соединенной с впускным коллектором двигателя. Плунжер клапана-дросселя соединен с диафрагмой модулятора с помощью толкателя.

Таким образом, слева на диафрагму модулятора действует сила атмосферного давления и сила TV-давления, которая создается на левом торце плунжера клапана-дросселя и передается на диафрагму с помощью толкателя. Справа на диафрагму действует сила пружины и сила, создаваемая давлением во впускном коллекторе двигателя.

При работе двигателя на холостых оборотах разрежение во впускном коллекторе из-за практически полного перекрытия дроссельной заслонкой впускного отверстия имеет максимальную величину (иными словами, давление во впускном коллекторе намного меньше атмосферного давления). Поэтому сила атмосферного давления, действующая на диафрагму, значительно больше силы давления во впускном коллекторе. Это приводит к тому, что пружина под действием силы давления сжимается и диафрагма перемещает толкатель и плунжер клапана-дросселя вправо.

При таком положении плунжера достаточно небольшого TV-давления, чтобы один поясок плунжера перекрыл отверстие основной магистрали, а второй открыл отверстие сливной магистрали. Результатом этого является низкое значение TV-давления.

В случае открытия дроссельной заслонки разряжение во впускном коллекторе двигателя начинает уменьшаться (т.е. давление во впускном коллекторе возрастает). Поэтому сила давления, действующая на диафрагму модулятора, увеличивается и начинает частично уравновешивать силу атмосферного давления, действующую в противоположную сторону диафрагмы. В результате диафрагма вместе с толкателем перемещается влево, что приводит к такому же перемещению плунжера клапана-дросселя. В этом случае для того, чтобы сместить плунжер вправо, требуется уже более высокое TV-давление.

Таким образом, чем больше открыта дроссельная заслонка, тем меньше степень разряжения во впускном коллекторе и тем выше TV-давление.