Нормы расхода ТСМ по масштабу применения подразделяются на индивидуальные (для конкретных условий работы отдельной машины) и групповые (средние для группы машин). Для определения норм расхода топлива применяют следующие методы:

расчетно-аналитический, основанный на определении расхода с учетом конструктивных особенностей машины, технологии производства и условий ее работы;

опытный, основанный на данных, полученных в результате эксперимента (в лабораторных или производственных условиях);

расчетно-статистический, основанный на фактических данных за предшествующий период.

При расчете норм расхода топлива необходимо учитывать условия эксплуатации машин:

в период обкатки машин и их двигателей индивидуальная норма расхода повышается на 5 %; при работе в холодное время года (при температуре воздуха ниже нуля) индивидуальные нормы расхода увеличиваются до 5 % в южных районах, до 15 % в северных, до 20 % в районах Крайнего Севера и до 10% в районах с умеренным климатом;

при работе в горных условиях индивидуальные нормы расхода топлива увеличиваются до 5% на высоте 1000... 1500 м над уровнем моря, до 10% на высоте 1500...2000 м, до 20% на высоте 2000... 3000 м и до 40 % на высоте свыше 3000 м.

Расход топлива зависит также от квалификации машинистов и водителей, технологических условий работы машины, дорожных условий и других факторов.