MILLER Harry Armenius

1875 -1943 США

Американский конструктор и предприниматель, создатель знаменитых гоночных автомобилей. Родился в семье немецкого эмигранта, фермера Якоба Миллера. Бросив на некоторое время школу, устроился на кирпичный завод, где обслуживал паровую машину.

По окончании школы переехал в Лос-Анджелес. Работал в велосипедной мастерской. Свой первый автомобиль спроектировал в 1905 г. для фирмы "Пасадена Отомобайл Ко." (Pasadena Automobile Co.). Получив патент на карбюратор собственной конструкции, основал фирму "Миллер карбюреттор энд мэньюфек-чюринг Ко." (Miller Carburettor and Manufacturing Co.). Заказ на ремонт гоночного автомобиля "Пежо" (Peugeot) 1913 г. подвинул его на модернизацию машины. В результате заказчик, известный гонщик Боб Берман (Bob Berman), выиграл на этом автомобиле несколько соревнований. После этого Миллер стал получать новые заказы. Одним из первых в автомобилестроении создал двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр В 1916 г. 4-цилиндровый агрегат мощностью 135 л.с. установили на гоночный автомобиль "Саб" (Sub -сокращение от английского submarine - подводная лодка), построенный на заводе Миллера. Во время первой мировой войны его фирма выпускала карбюраторы для авиадвигателей. В1919 г. он запатентовал концепцию гоночного автомобиля, двигатель которого составлял единое целое с шасси. По заказу Клиффа Дюранта (Cliff Durant), сына основателя концерна "Дженерал Моторе" (General Motors), Миллер спроектировал двигатель модели "183" рабочим объемом 3 л.

Гоночный полноприводный автомобиль "Миллер-Хартц" (Miller-Hartz), 1932 г.

Гоночный полноприводный автомобиль "Миллер-Галф Ойл Спешиэл" (Miller Gulf Oil Special), 1938 г.

Современники отмечали его высокую надежность и техническое совершенство. С1921 г. фирма строила гоночные автомобили с двигателями "122" (рабочий объем 2 л) и "91" (рабочий объем 1,5 л). Последний развивал 200 л.с., а мощность версии с двумя нагнетателями достигала 300 л.с. В 1924 г. появился первый переднеприводный "Миллер". Автомобили с передними ведущими колесами выпускали и до Миллера, но ему первому удалось создать надежную конструкцию и доказать преимущества необычной в ту пору компоновочной схемы. В 20-е и 30-е годы на автомобилях Миллера известные гонщики неоднократно завоевывали призы на самых престижных соревнованиях, в частности, 13 раз побеждали в "Ин-ди-500" (Indy 500). В 1929 г. за неделю до начала Великой депрессии Миллер выгодно продал свою компанию, а в 1930 г. основал новую. Постоянные поиски путей улучшения управляемости автомобиля привели его к созданию полноприводного гоночного автомобиля с 8-цилиндровым двигателем мощностью 350 л.с. (1931 г.). Обанкротилась фирма Миллера в 1933 г. Оставшись не у дел, он согласился с предложением Престона Такера (Preston Tucker, см.). Построил менее чем за четыре месяца по заказу Генри Форда (Henry Ford, см.) десять гоночных автомобилей с серийным двигателем "ФордЛ/8". Но конструкция оказалась сырой, хотя в ней были заложены интересные решения. Позже конструктор трудился в Индианаполисе, проектируя двигатели V12 и V16 для катеров и самолетов. С августа 1940 г. жил в Детройте, выполняя заказы авиастроителей и работая над проектом нового гоночного автомобиля - переднеприводного, с поперечным расположением двигателя и автоматической коробкой передач.