Для обеспечения возможности разрыва потока мощности между двигателем и ведущими колесами автомобиля в схеме трансмиссии предусмотрена блокировочная муфта, называемая муфтой начала движения.

Использование этой муфты в схеме трансмиссии позволяет обеспечить:

• остановку и стоянку автомобиля с работающим двигателем;

• движение автомобиля с «ползучей» скоростью, что при наличии АКПП осуществляется за счет гидротрансформатора (в настоящее время существует требование, в соответствии с которым автомобиль с АКПП должен оставаться неподвижным на подъеме в 4% при работающем на холостых оборотах двигателе);

• запуск двигателя при неподвижном автомобиле.

Муфта начала движения расположена на ведомом валу, и через нее мощность поступает на промежуточный вал трансмиссии. Такое ее расположение в схеме трансмиссии обусловлено двумя причинами:

• во время буксировки автомобиля муфта начала движения выключается и клиноременный вариатор остается неподвижным, что весьма важно, поскольку вращение вариатора, даже без нагрузки, в условиях отсутствия смазки может привести к его быстрой поломке;

• при резком торможении муфта начала движения переводится в режим скольжения, защищая тем самым вариатор от перегрузки.

При выключении муфты происходит разрыв потока мощности между ведущими колесами и двигателем.

Устройство муфты начала движения аналогично устройству блокировочных муфт, используемых в АКПП, однако эта муфта работает в более тяжелых условиях. Так, например, при движении автомобиля с «ползучей» скоростью или торможении муфта начала движения в течение длительного времени работает в режиме скольжения, который сопровождается выделением большого количества тепла. Поэтому в конструкции муфты предусмотрен ряд мероприятий, защищающих ее от перегрева. В муфте используются четыре диска с фрикционными накладками и пять дисков без накладок. Для стабилизации коэффициента трения и значительного повышения допустимой рабочей температуры поверхность дисков без накладок подвергнута азотированию. Кроме того, существенно улучшены условия смазки и охлаждения этой муфты, для чего максимальный объем масла, проходящего через диски муфты, увеличен до 8 л/мин. Такие конструкторские и технологические решения позволяют поддерживать постоянную температуру в зоне контакта дисков на режимах скольжения.