Основными признаками неисправностей сцепления являются: неполное его выключение (сцепление ведет), неполное включение

(пробуксовывание), резкое включение и неполное возвращение педали в исходное положение.

Неполное выключение сцепления может быть следствием недостаточного хода нажимного диска, износа шлицев первичного вала коробки передач, деформации ведомого диска, перекоса рычагов, износа уплотнительных манжет поршней главного и рабочего цилиндров.

Неполное включение сцепления возможно из-за отсутствия свободного хода педали при ослаблении или поломке оттяжных пружин, замасливании, износе или короблении фрикционных накладок ведомых дисков.

Резкое включение сцепления происходит в результате заедания муфты выключения на валу коробки передач, поломки фрикционных накладок или демпферных пружин, а также при неправильной регулировке зазоров между рычажками выключения сцепления и подшипником муфты выключения.

Неполное возвращение педали в исходное положение происходит в результате заедания вала педали во втулках, а также поломки или ослабления оттяжных пружин привода.

Износ и разрушение подшипника являются следствием неправильной эксплуатации автомобиля (удерживание сцепления длительное время выключенным) и обнаруживаются по появлению шипящего звука высокого тона при частичном выключении сцепления.

При техническом обслуживании муфты сцепления проверяют свободный ход педали при помощи специальной линейки. При механическом выключении сцепления регулируют изменение длины тяги включением сцепления (вращением гайки или вилки тяги).

В автомобилях с гидравлическим приводом сцепления свободный ход А педали складывается из свободного хода толкателя поршня главного цилиндра и свободного хода муфты подшипника выключения сцепления. Свободный ход толкателя 4 поршня главного цилиндра (1 ...2 мм) проверяется по перемещению педали сцепления. Ход середины площадки педали должен составлять 5 ... 10 мм до того момента, когда толкатель коснется поршня главного цилиндра. Регулировку свободного хода выполняют при крайнем верхнем положении педали сцепления поворотом эксцентрикового пальца 3, соединяющего верхнюю проушину толкателя с ее рычагом. После регулировки необходимо затянуть и зашплинтовать гайку пальца. Свободный ход муфты подшипника выключения сцепления (3,5 ±0,5 мм) проверяется по перемещению рычага 8 вилки 9 выключения сцепления от регулировочной сферической гайки W толкателя 7 поршня исполнительного цилиндра при снятой оттяжной пружине б рычага. Перемещение рычага, замеренное на радиусе 92 мм, должно быть 4,5... 6,0 мм. Регулировка перемещения рычага осуществляется сферической гайкой 10, правильное положение которой фиксируется контргайкой. Полный ход В 180... 185 мм. Регулировку его производят подвижным упором 2, расположенным в верхней части педали.

Рис. Регулировка свободного хода педали сцепления: 1 - бачок; 2 - упор; 3 - эксцентриковый палец; 4 - толкатель; 5 - перепускной клапан; 6- пружина; 7- толкатель; 8 - рычаг; 9 - вилка; 10- сферическая гайка; 11 - пневмогидроусилитель педали сцепления (до упора в нижний неподвижный ограничитель)

В случае попадания воздуха и образования воздушных пробок в результате нарушения герметичности гидравлический привод необходимо прокачать. Для этого следует:

отвернуть пробку бачка главного цилиндра, вынуть отражатель пробки и заполнить систему рабочей жидкостью до уровня не ниже 20 мм от верхнего края бачка;

снять с перепускного клапана, расположенного в верхней части пневмогидроусилителя, резиновый колпачок и надеть шланг для перекачивания гидропривода на головку клапана. Свободный конец шланга опустить в поллитровую емкость, заполненную на 1 /4... Уз рабочей жидкостью; отвернув на1/.,... 1 оборот перепускной клапан, последовательно нажимать педаль сцепления до упора ее в нижний ограничитель хода с интервалами 1 ... 2 с до полного прекращения выделения пузырьков воздуха из рабочей жидкости.

Во время прокачки системы следует следить за тем, чтобы уровень рабочей жидкости в бачке главного цилиндра не опускался ниже 35 мм от края (при необходимости ее доливают).

После окончания прокачки привода при нажатой до упора педали сцепления заворачивают перепускной клапан, снимают с головки клапана шланг и надевают резиновый колпачок. Затем доливают рабочую жидкость в бачок главного цилиндра до уровня не ниже 20 мм от верхнего края бачка, устанавливают отражатель пробки и заворачивают пробку бачка. При правильно отрегулированном приводе сцепления и полностью прокаченной гидравлической системе ход толкателя поршня исполнительного цилиндра должен составлять 27... 28 мм, а давление воздуха в пневмосистеме должно быть 0,55 МПа.

Регулирование муфты сцепления трактора Т-170.01 включает в себя и регулирование приводов ее управления. В процессе эксплуатации из-за износа фрикционных накладок происходит уменьшение зазора в муфте и свободного хода штока сервомеханизма.

Регулирование производят при зазоре между фланцем / и отжимной муфтой 6, равном 2+1 мм (что соответствует 6+1'5 мм свободного хода штока сервомеханизма).

Для чего устанавливают рычаги переключения коробки передач в нейтральное положение, открывают люк кожуха муфты сцепления и расконтривают регулировочные гайки 4 всех трех рычагов.

Затем вращением этих гаек устанавливают с помощью шаблона зазор (10 ± 1) мм между фланцем / и отжимной муфтой 6 и зазор 0...0,2 мм между рычагами 2 и фланцем отжимной муфты 6.

После регулирования зазоров в муфте сцепления необходимо убедиться в наличии зазора 0,5... 1 мм между штоком сервомеханизма и нажимным рычагом и замерить свободный ход штока, который должен составлять 14+1 мм. При необходимости свободный ход регулируется вращением шаровой гайки.

Рис. Регулирование муфты сцепления: 1 - фланец; 2 - рычаг; 3 - призма; 4-регулировочная гайка; 5 - болт; 6 - отжимная муфта; 7 - рычаг выключения муфты сцепления

Рис. Регулирование давления в сервомеханизме муфты сцепления: 1 - регулировочный стержень; 2 - стопорный винт; 3,4- пробка

После регулирования сервомеханизма рекомендуется проверить давление рабочей жидкости в рабочей полости. Для этого необходимо остановить двигатель, поставить на защелку рычаг механизма управления поворотом, снять левую переднюю панель пола в кабине и, вывернув пробку 4, вместо нее подсоединить манометр. Пустить двигатель и, нажимая педаль муфты сцепления, проверить давление рабочей жидкости в конце хода штока сервомеханизма. Оно должно составлять 5... 6 МПа при температуре масла 30...60°С.

При необходимости регулирования давления надо снять наружный нажимной рычаг с роликом, расконтрить и снять пробку 3, вывернуть стопорный винт 2 и вынуть его. Вращая стержень / при помощи отвертки (удерживая шток от проворачивания ключом), отрегулировать давление. По окончании регулировки законтрить стержень 1 стопорным винтом.