Существуют различные направления повышения надежности машин, основными из которых являются следующие.

1. Увеличение ресурса элементов конструкции в результате ее совершенствования и улучшения качества материалов деталей посредством их термообработки, применения различных способов упрочнения, износостойких наплавок и покрытий. Не менее эффективны и некоторые конструктивные методы: уменьшение скорости, нагрузки, использование многослойных конструкций, полимерных и эластичных материалов, снижающих трение и массу, а также повышающих стойкость деталей и узлов к ударной нагрузке. Повысить надежность деталей и узлов особенно труднодоступных для смазывания можно, изготавливая их из металлокерамики, получаемой методами порошковой металлургии.

2. Совершенствование систем смазывания элементов машин, заключающееся прежде всего в изменении вида трения и фильтрации масел, т. е. в замене сухого трения жидкостным (например, смазывание шарниров гусениц), повышении защищенности узлов трения, обеспечении герметичности корпусов, повышении тонкости фильтрации масел в двигателях и рабочих жидкостей в гидросистемах.

3. Оптимизация режимов работы машин, устранение имеющихся перегрузок и контроль их технического состояния с помощью микропроцессорных устройств.

4. Использование модульного принципа при компоновке машины, обеспечивающего доступность и легкосъемность отказавших элементов.

5. Внедрение системы контроля за качеством проектирования, изготовления и эксплуатации машин, обусловливающей предотвращение образования различных их дефектов еще в процессе производства.

6. Использование наиболее совершенных методов, средств и материалов для поддержания работоспособности машин в процессе эксплуатации с учетом индивидуальных особенностей каждой машины. Например, установление оптимальной периодичности выполнения различных технических работ, выполнение правил замены различных конструктивных элементов и др.