Системы освещения, световой и звуковой сигнализации обеспечивают безопасность дорожного движения как в дневное, так и в темное время суток. Основу систем освещения составляют фары дальнего и ближнего света (конструктивно они могут быть в виде двух- или четырехфарной системы). Рекомендуется также устанавливать противотуманные фары На автомобилях специального назначения могут дополнительно устанавливаться фары-прожекторы.

Светосигнальные фонари обеспечивают передачу информации участникам движения.

Автомобиль должен быть оборудован следующими обязательными светосигнальными приборами:

передними и задними габаритными огнями;

передними и задними указателями; поворотов;

сигналами торможения; фонарем освещения номерного знака;

световозвращателями

К дополнительным светосигнальным огням относятся контурные огни (автобусы, большегрузные автомобили, тягачи), боковые повторители указателей поворотов (обязательны для всех транспортных средств, длина которых превышает 6 м; их также разрешается устанавливать и на автомобилях меньшей длины), фонарь заднего хода, загорающийся при включении заднего хода автомобиля, опознавательные огни автопоезда и прицепов (устанавливаются на автомобилях-тягачах, автомобилях, работающих с прицепом), боковые световозвращатели (для автомобилей и автобусов, имеющих длину более 6 м, для прицепов, полуприцепов, тягачей), огонь преимущественного проезда (устанавливается на автомобилях скорой медицинской помощи, пожарных и др.).

Применение на автомобилях довольно большого количества светосигнальных фонарей привело к необходимости кодирования их соответствующими цветами. Наиболее характерными для светосигнальных фонарей являются красный, оранжевый, бесцветный, реже зеленый, синий цвета.

Разработанные осветительные и светосигнальные приборы проверяются в специальных светотехнических лабораториях на соответствие их требованиям Правил ЕЭК ООН Если представленные на проверку приборы удовлетворяют требованиям, то им присваивается единообразный международный знак официального утверждения, представляющий собой круг с буквой Е и цифрой, обозначающей номер страны, присвоившей этот знак Под кругом проставляется порядковый номер официального утверждения светового и светосигнального прибора. Если оптические элементы конструированы для использования их на автомобилях в странах с левосторонним движением, то под кругом наносится горизонтальная стрелка, направленная острием вправо (если смотреть на оптический элемент спереди). Если конструкция оптического элемента позволяет использовать его как при левостороннем, так и при правостороннем движении, то под кругом наносится стрелка, направленная остриями вправо и влево. Стрелка под кругом не наносится, если оптический элемент сконструирован для автомобилей, эксплуатирующихся на дорогах с правосторонним движением. Над кругом наносится квадрат, в который вписывается одна буква или одно из сочетаний букв- С, R HCR, HSCR

Буквы С и R обозначают, что оптический элемент удовлетворяет требованиям международных Правил ЕЭК ООН по светораспределению фар ближнего и дальнего света. Буква S указывает, что оптический элемент вы полнен цельностеклянным. Наличие на международном знаке утверждения буквы Н означает, что в данном опти ческом элементе устанавливается галогенная лампа.

В соответствии с требованиями отечественных стандартов фары должны располагаться на равном расстоянии от плоскости симметрии, на одинаковой высоте и в одной плоскости, перпендикулярной продольной оси транспортного средства. Расстояние от поверхности дороги до краиних нижних и крайних верхних точек световых отверстий фар должно находиться в пределах 50С — 1200 мм. (Цветовой поток фар должен быть белым или желтым, но обязательно одинаковым во всех фарах.

В нашей стране перечень, параметры, светотехнические характеристики осветительных и светосигнальных приборов регламентируются соответствующими отечественными стандартами, которые соответствуют требованиям международных Правил ЕЭК.

В США разработаны свои нормы и требования на светотехнические характеристики световых и светосигнальных приборов, регламентируемые американским стандартом SAE /579с. Оптические элементы фар головного освещения, выполненные в соответствии с требованиями международных Правил ЕЭК и стандартов SAE, различаются структурой и светотехническими характеристиками пучка ближнего света

Отечественные стандарты и международные Правила на осветительные и светосигнальные приборы

Отечественный стандарт

Соответствующие Правила ЕЭК ООН

ГОСТ 3544—75. Фары дальнего и ближ

№ 1 Автомобильные фары асимметрич

него света

ного или дальнего света, либо с тем и другим светом;

№ 20. Автомобильные фары с асимметричным ближним и (или) дальним светом с галогенными лампами катего

t

рии Н4;

№ 31 Автомобильные фары с галогенными оптическими элементами с асимметричным ближним и (или) дальним светом;

№ 9. Автомобильные фары с асимметричным ближним светом и (или) дальним светом с галогенными лампами категорий HI, Н2.-НЗ;

№ 5. Лампы фары с асимметричным ближним или дальним светом европейской системы

ОСТ 37.003.051—81. Фары противоту

№ 19. Противотуманные фары

манные

ГОСТ 8769—75.Установка и размещение

№ 48. Установка и размещение световых

световых приборов на автомобилях, ав

приборов на автомобиле

тобусах, тракторах и прицепах

#

ГОСТ 10984—74. Приборы внешние све

№ 6. Указатели поворотов

товые и сигнальные автомобилей, трак

№ 7. Передние габаритные огни. Задние

торов и прицепов. Световые и цвето

красные огни и сигналы торможения

вые характеристики

ОСТ 37.003.037—77. Номерной знак

№ 4. Приспособление для освещения но

»

мерного знака

ОСТ 37.003.033—77. Огонь заднего хода

№ 23. Огонь заднего хода