Система зажшания обеспечивает воспламенение рабочей смеси при пуске и работе карбюраторного двигателя в соответствии с порядком работы цилиндров.

Для получения максимальной мощности, развиваемой двигателем, необходимо некоторое опережение зажигания, т. е. воспламенение рабочей смеси должно происходить до прихода поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ).

Опережение зажигания характеризуют углом поворота коленчатого вала двигателя от момента искрообразова-ния в свече до ВМТ, который называют углом опережения зажигания (УОЗ) Оптимальным УОЗ зависит от частоты вращения двигателя, его нагрузки и состава рабочей смеси. Изменение УОЗ должно происходить по определенной функции в зависимости от перечисленных выше факторов автоматически.

Система зажигания должна обеспечивать синхронизацию искрообразова-ния по цилиндрам с фазой работы двигателя.

Классификация систем зажигания осуществляется по способу: управления (синхронизации) системой зажигания; регулирования УОЗ накопления энергии искрообразования; коммутации первичнои цепи катушки зажигания, распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам По способу управления системы зажигания делят на системы с контактным управлением и бесконтактным Внутри этих двух классов системы отличаются как схемными, конструктивными решениями, так и применяемыми электронными коммутирующими приборами и датчиками

При регулировании УОЗ по простым законам использ\ют механические центробежные и вакуумные автоматы, которые в процессе работы изнашиваются. Применение электроники позволяет в значительной степени реализовать более сложные законы регулирования УОЗ с учетом большого числа параметров, влияющих на работу двигателя. При этом обработка сигналов может вестись как в аналоговой, так и в цифровой форме. Наибольшими возможностями обладают микропроцессорные системы.

Применение электроники позволяет полностью исключить механические узлы в том числе вращающимся высоковольтный распределитель В системах со статическим распределением энергии функцию распределителя выполняют многовыводные катушки зажигания с коммутатором, управляемым контроллером

Системы зажигания распределяются также на две группы по способу накопления энергии искрообразования — либо в магнитном поле катушки зажигания, либо в электрическом поле конденсатора, когда катушка зажигания используется как преобразователь на пряжения

Для коммутации первичнои цепи катушки зажигания в системах с накоп лением энергии в магнитном поле используют мощный транзистор, а для конденсаторных систем — тиристоры Недостатком тиристорных систем зажи гания является малая продолжитель ность индуктивнои фазы искрового разряда, что ухудшает воспламенение и горение рабочей смеси Поэтому на автомобилях с бензиновыми двигателями широкое применение нашли системы зажигания с накоплением энергии в ка тушке индуктивности

В соответствии с указанными признаками классификации различают следующие сериино выпускаемые системы зажигания контактные (классические), контактно-транзисторные; бесконтакт ные аналоговые; бесконтактные цифровые.