Контрольно-измгрительные приборы (КИП) и информационные системы предназначены для передачи информации водителю о состоянии и режимах работы систем и агрегатов автомобиля.

К основным требованиям, предъявляемым к КИП, относятся надежность работы, стабильность характеристик в условиях длительной (до капитального ремонта) эксплуатации, взаимоза меняемость, высокая информативность.

Компоновка КИП на приборном щитке производится по зонально-функ-циональному принципу. Наиболее важные КИП размещают в зоне прибор ного щитка, обладающей повышенной информативностью. Этой зоной является центральная (рис. 8.1), и в ней необходимо размещать приборы для контроля за скоростным режимом движения автомобиля, скоростным режимом работы двигателя, приборы контроля систем двигателя и приборы, влияющие на безопасность движения. В зонах щитка приборов, обладающих меньшими информативными свойствами, рекомендуется размещать приборы, к которым водитель обращается реже, и приборы, которые передают информацию, необходимую водителю периодически (наличие топлива, состояние системы электропитания, приборы диагностики и др.).

Оптимальный угол обзора, в котором размещаются КИП, составляет: по горизонтали (30—40)°, с переводом взгляда (50—60)°, с поворотом головы 90°.

Оптимальный вертикальный размер приборного щитка должен соответствовать углу зрения 0—30° вниз от линии взора. Максимально допустимые значения — 30° вверх и 40° вниз от линии взора водителя.

На шкале приборов целесообразно им^ть цветные зоны с оцифровкой в начале и конце цветных зон (норма-зеленый цвет, внимание — желтый, авария— красный). На шкале прибора с подвижной стрелкой все цифры должны иметь вертикальное положение. Если шкала прибора вращается, то цифры должны надписываться так, чтобы они располагались вертикально при приближении к неподвижному указателю или при появлении в окне.

При использовании световых сигнализаторов расчет эффективной плоицади их и яркости должен производиться с учетом места их установки и проекции их на сетчатку глаза. Яркост-ны$ контраст между деталями и элементами щитка должен быть в пределах 65—95 %.

Контрольно-измерительные приборы включают в себя датчик, приемник (показывающее устройство) и соединительные провода.

Датчик устанавливается непосредственно на агрегате (в системе) и служит для преобразования сигнала, получаемого от контролируемого параметра (как правило, неэлектрического), в электрический сигнал, который передается в приемник, расположенный на приборной панели. Как датчик, так и приемник состоят из двух основных элементов: чувствительного элемента, изменяющего свои характеристики при воздействии измеряемой среды (в датчике) или электрического сигнала (в приемнике) и механизма, преобразующего механическое воздействие измеряемой среды в электрический сигнал (в датчике) или электрический сигнал в механическое движение системы измерительного узла Автомобильные контрольно-измерительные приборы по принципу действия их измерительных систем можно разделять на две основные группы — механического и электрического действия.