Наити место отказа в системе, зажигания на автомобиле можно контрольной лампой, последовательно проверяя элементы первичной цепи системы зажигания, а *атем. если первичная цепь исправна, а искра между проводом высоковольтного вывода катушки зажи-» гания и «массой» отсутствует, то место отк4! зп — во вторичной цепи (при исправной батарее).

Исправность свечей зажигания на 4-цилиндровых двигателях проверяется последовательным отсоединением высоковольтных проводов от периферийных гнезд крышки распределителя Отключение нормальной свечи приводит к перебоям (ухудшению) в работе цвигате-ля. Отсоединение неисправной свечи практически (на слух) не изменяет характера работы двигателя. Кроме того, неисправная свеча при работе двигатегля нагревается меньше, чем работоспособные.

Проверка технического состояния и объем работ ТО. Наибольший объем работ по проверке технического состояния и техническому обслуживанию системы зажигания приходится на распределитель. Периодичность технического обслуживания распределителей зависит от их типа и категории условиг эксплуатации автомобилей, на которые они установлены. Все типы распределителей при каждом четвертом ТО-2 рекомендуется подвергать углубленному техническому обслуживанию со снятием с автомобиля,» причем распределители, работающие в классической и контакт-но-транзисторной системах зажигания, имеют различный объем работ.

Особое внимание уделяется проверке состояния высоковольтных деталей: крышки и ротора. Крышка распределителя не должна на поверхности иметь трещин, пробоя или перекрытия изоляции грязью. Центральный уголек должен свободно перемещаться в посадочном гнезде. Наружная и внутренняя поверхности крышки должны быть очищены от следов грязи, масла или влаги, а также очагов подгара на боковых контактах ветошью, смоченной в бензине.

Контакты прерывателя должны быть чистыми и не иметь подгара. Подгар этот удаляют абразивной пластинкой из комплекта инструмента водителя, а затем протирают их ветошью, смоченной бензином. При большом и асимметричном износе контактов рычажок и стойку прерывателя заменяют комплектно.

Усилие прижатия контактов npepoi-вателя замеряется динамометром в момент размыкания контактов'и сравнивается с установленным нормативом. Для замера усилия параллельно контактам прерывателя включают контрольную лампу. Зацепив динамометр за конец подвижного контакта, надо плавно потянуть в направлении, перпендикулярном рычажку подвижного контакта, до загорания контрольной лампы. В этот момент надо зафиксировать положение указателя на динамометре. Оно должно соответствовать нормативу.

Качество коммутирования в прерывателе определяется замером переходного сопротивления или падения напряжения на контактах в замкнутом состоянии (при Ьключенном зажигании).

Падение напряжения не должно превышать 0,1,В. В противном случае контакты должны быть очищены от нагара и масла так, как это указано выше.

Существенное влияние на работу системы зажигания оказывает зазор между контактами прерывателя, который может быть проконтролирован щупом. С износом выступа подвижного контакта и кулачкового валика происходит уменьшение зазора между контактами прерывателя При этом усиливается искрение между контактами с переносом вольфрама с подвижного контакта на неподвижный (эрозия), в результате чего уменьшается вторичное напряжение и возникают перебои в искрообразовании на свечах зажигания.

Увеличенный зазор приводит к уменьшению угла замкнутого состояния контактов, т. е. к уменьшению времени нарастания первичного тока и, как следствие, вторичного напряжения. Таким образом, как и при малом зазоре увеличенный зазор приводит к перебоям в искрообразовании особенно на высоких частотах вращения двигателя. Замер зазора между контактами прерывателя щупом дает ориентировочный результат, поскольку на неподвижном контакте образуется выступ, т. е. фактический зазор будет завышенным (рис. 10.3). Поэтому более точна установка зазора между контактами по угл> замкнутого состояния контактов (УЗСК) Измерять УЗСК можно на специальных стендах для контроля характеристик распределителе (СПЗ-в, -8, -12) или определением средней силы тока через контакты прерывателя при некоторой частоте вращения вала распределителя. УЗСК должен соответ ствовагь данным табл 4.2

Конденсатор проверяют при снятой крышке и роторе распределителя путем проверки наличия искры между «массой» и высоковольтным проводом катушки зажигания (с зазором 7 мм). Если при вращении коленчатого вала вручную наблюдается сильное искрение между контактами прерывателя, а искры 1у1ежду высоковольтным проводом и «массой» нет, либо она нерегулярна при зазоре менее 4 мм, то конденсатор неисправен или нарушен контакт в подсоединении конденсатора. Поэтому чтобы окончательно убедиться в неисправности конденсатора, необходимо проверить надежность его подсоединения, а затем повторить вышеуказанную проверку. Если эффект повторится, то конденсатор неисправен и его следует заменить. Похожие явления наблюдаются и при пробое «вторичной обмотки катушки зажигания, однако в этом случае нет искрения между контактами прерывателя

Неисправные вакуумный и центробежный автоматы приводят к снижению мощности, экономичности ухудшению приемистости и устойчивости в работе двигателя.

Проверка работоспособности вакуумного и центробежного автоматов осуществляется с помощью специального стробоскопического прибора выполненного в виде пистопета с тремя выводами, один из которых высоковольтный.

Перед проверкой работоспособности вакуумного и центробежного автоматов необходимо отрегулировать зазор между контактами прерывателя  и правильно установить зажигание. Установку зажигания осуществляют на прогретом двигателе при отключен ном вакуумном автомате путем сопос тавления положений .подвижной и неподвижной меток соответственно на шкиве коленчатого вала и блоке двигателя. При правильной установке угла опережения зажигания на минимальных частотах вращения двигателя под вижная метка в результате стробоскопического эффекта кажется как бы не подвижной и должна находиться напротив неподвижной метки Если такого совпадения нет, то, не останавливая двигатель, ослабляют крепление распределителя и поворотом корпуса распределителя добиваются совпадения меток, после чего закрепляют распределитель. Подрегулировку угла опережения зажигания можно производить октан-корректором.

Работоспособность центробежного автомата проверяют путем плавного увеличения частоты вращения двигателя. При этом подвижная метка должна плавно смещаться в сторону увеличения угла опережения, начиная с определен ной частоты вращения Если смещение подвижной метки началось при меньшей частоте или смещение метки идет рывками, то центробежный автомат неисправен и его необходимо отремонтировать или заменить на новый.

Исправность вакуумного автомата проверяется путем быстрого подсоединения трубки вакуумного автомата при частоте вращения коленчатого вала 650—800 об/мин. Если подвижная метка при этом резко отклонилась, то автомат исправен; если она осталась в первоначальном положении, то это свидетельствует о засорении трубки или нарушении герметичности по завальцовке мембраны, повреждении пружины мембраны или заедании штока

Кроме того, при проведении ТО особое внимание уделяется проверке состояния трущихся поверхностей. Повышенный износ подшипников и выступов кулачкового валика приводит к значительному его биению, что сказывается на смещении моментов замыкания и размыкания контактов прерывателя, изменении УЗСК- Все это приводит к значительному асинхронизму и перебоям искрообразования Подшипник пластины распределителя работает в узком секторе поворота и потому подвержен интенсивному износу.

Подшипник пластины распределителя должен свободно, без заеданий поворачиваться около своей оси. При каждом ТО-2 его необходимо освободить от старого смазочного материала и продуктов износа, промыв его в керосине, затем заложить в него смазку ЦИАТИМ-201, -202 или ЛЗ-158

Распределители, прошедшие ТО-2, проверяют на соответствие рабочих ха рактеристик установленным требовани ям на стендах СПЗ-6, -8, -12 или КИ-968.

Свечи зажигания подвергают техническому обслуживанию при каждом ТО-2. Вывертывание и завертывание свечей зажигания производят специальным ключом из комплекта инструмента, предварительно очистив гнездо свечи и поверхности свечи от грязи и окалины, чтобы предупредить засорение камеры сгорания.

Предварительным осмотром устанавливают характер износа бокового и центрального электрода и состояние теплового конуса свечи. Если произошел отрыв теплового конуса, свеча подлежит замене. При нормальной эксплуатации свечи тепловой конус имеет красновато-коричневый нагар. Такой нагар имеет достаточно высокое сопротивление и не снижает работоспособности свечи.

Если нагар на тепловом конусе имеет вид черной корки, то работоспособность свечи существенно нарушается в связи с тем, что черный налет в своем составе содержит значительный процент сажи, имеет небольшое сопротивление и через него происходит утечка тока высокого напряжения. В результате этого происходит снижение энергии искрового разряда и перебой в ценообразовании.

Появление черного нагара является следствием нарушения теплового режима свечи, когда температура теплового конуса ниже требуемой и не происходит самоочищения. Кроме того, причиной появления черного нагара является езда на обогащенной рабочей смеси. Свечи с шунтирующим нагаром подлежат очистке в приборе Э203-0 пескоструй-, ным способом и обдувом очищенной свечи сжатым воздухом для удаления с юбочки свечи, теплового конуса и электродов продуктов очистки.

Очищенную свечу необходимо проверить и при необходимости отрегулировать искровой промежуток. Для этого используют специальный инструмент, имеющий два проволочных щупа толщиной 0,6 и 0,8 мм для проверки искрового промежутка между электродами большинства типов йскровых свечей зажигания и две прорези для подгибки бокового электрода. Плоским щупом невозможно замерить точно искровой промежуток, так как при этом не учитывается выемка в боковом электроде в результате электроэрозии.

Очистку и регулировку свечи зажигания необходимо завершить проверкой ее на герметичность и бесперебойность искрообразования прибором Э203-П.

Помехсподавительные резисторы проверяют измерением их номинала с использованием магазина резисторов. Сопротивление должно быть 7—14 Ом Кроме того, необходимо проверить поверхность наконечников помехоподави-тельных резисторов. Наконечники, имеющие на своей поверхности трещины или следы поверхностного перекрытия, должны быть заменены.

Техническое обслуживание катушки зажигания и транзисторного коммутатора сводится к очистке поверхности высоковольтного вывода катушки зажигания и поверхности коммутатора от пы ли, грязи и масляного конденсата, проверке надежности электрических соединений, их работоспособности на стенде. Особое внимание необходимо обращать на полную посадку по глубине высоковольтных проводов в гнезда распределителя и катушки зажигания, ибо наличие зазора между высоковольтным выводом и проводом приводит к искрообразованию в контактном гнезде и выгоранию посадочного места.