Неоригинальными запасными частями занимаются любые торговцы, не имеющие никаких обязательств перед потребителями. Такие запасные части обычно составляют узкую номенклатуру наиболее часто спрашиваемых. Неоригинальные запасные части могут быть хорошего качества, если изготовлены солидными предприятиями. Например, компания “Motorcraft”, США, одна из дочерних фирм “Ford”, является изготовителем и субпоставщиком многих компонентов и запасных частей для фордовских машин и в то же время выпускает много заменителей деталей машин других марок.

Неоригинальные запчасти могут быть изготовлены с нарушением стандартов безопасности, надежности и долговечности, ожидаемых потребителями и этим вредят репутации и бизнесу автокомпании. Цены на неоригинальные запчасти ниже, но и качество, как правило, ниже стандартов автокомпаний. Неоригинальные запчасти поставляются только для моделей, выпускающихся с конвейера и несколько лет после прекращения выпуска машин, но менее 8-10 лет, установленных для оригинальных запчастей.

Продуценты техники считают, что подержанные и неоригинальные запасные части имеют своих покупателей и способствуют продлению эксплуатации машин. Хотя наличие старых машин в эксплуатации сдерживает продажу новых, в то же время это служит хорошей рекламой их долговечности.

Кроме того, владельцы подержанных машин относятся к низкооплачиваемым кругам населения и новые машины все равно не купят, а если купят, то менее мощные и недорогие.

Для всех продавцов неоригинальных запасных частей характерно стремление торговать только деталями частого спроса, чтобы не хранить запасов редко спрашиваемых деталей. Но детали частого спроса составляют всего 20-30% номенклатуры, необходимой для ремонта.

Торговцы неоригинальными запасными частями за рубежом захватывают до половины объема рынка запасных частей по стоимости сделок и до четверти по номенклатуре.

Сбыт неоригинальных запасных частей организован аналогично сложившимся в мировой практике методам торговли почти любыми товарами серийного и массового производства: центральный склад глобального оператора - региональный склад, ориентированный на поставки дилерам в регионе - крупные дилеры с небольшими складами - розничные торговцы.

Управление запасами на региональных складах осуществляется компьютерными центрами, связанными в режиме реального времени с компьютерами поставщиков и дилеров. Поскольку главной целью управления запасами является достижение высокой оборачиваемости каждой детали, серьезно поставлена работа по анализу и прогнозу спроса, а также по обеспечению ритмичного пополнения запасов и срочных поставок дилерам.

Глобальный оператор самостоятельно формирует ассортимент продукции, отлаживая при этом связи с производителями, создает каталоги (как печатные, так и электронные), которые служат информационной основой отношений с покупателями.

Каждый глобальный оператор является исключительно торговым предприятием и реализует продукцию под собственной торговой маркой. При этом он может использовать (если есть законные основания) и марки специализирующихся на производстве запасных частей фирм.

Иногда глобальный оператор является специализированной торговой структурой непосредственного производителя запчастей, и работает под маркой этого производителя. Например:

-    TRW Automotive Aftermarket Operations - дочерняя фирма TRW Chassis Systems, которая, в свою очередь, принадлежит TRW Incorporation;

-    Allied Nippon Ltd. - аффилированная структура Japan Brake Industrial Co. Ltd., которая, в свою очередь, входит в холдинг Hitachi group.

Оператор может быть производственной компанией и одновременно представлять интересы другие производственные компании, например, QH (Quinton Hazzel), NK (Nordjysk Kobling), российское Торговое Общество Производителей Автомобильных запасных час-тей(«ТОПАЗ-Групп»), работающее под маркой «Transmaster».

Оператор может быть независимым посредником, например, ADL(тopгoвaя марка Blue Print), Nipparts (основана рядом японских производителей запчастей), российская фирма Базис Групп (торговая марка «Olefant»)).

Есть и такие операторы, которые едины во всех трех формах, например, Federal Mogul Aftermarket Operations, Lemforder Metallwaren International GmbH, FEBI (Ferdinand Bilstein).

Региональные дистрибьюторы неоригинальных запасных частей сотрудничают с одним или несколькими глобальными операторами, в свою очередь, стремясь предоставить максимально широкий ассортимент для своих покупателей - магазинов розничной торговли и станций техобслуживания.

Сроки поставок в розничную сеть стремятся обеспечивать короткие - не более суток с момента заказа. Благодаря этим срокам и низким ценам им и удается успешно конкурировать с автокомпаниями. Невысокие цены им удается держать благодаря отсутствию расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на содержание запасов деталей низкого спроса (они ими просто не занимаются), меньшим расходам в сбытовой сети благодаря высокой оборачиваемости запасов.

В России этим бизнесом занимаются средние и мелкие оптовики, приобретающие товар на оптовых складах в европейских странах и продающих их магазинам для розничной продажи.

Крупные предприятия по оптовой торговле неоригинальными запчастями, как в Европе (оборот крупного оптового склада за рубежом доходит до 100 млн. долларов в год), начали создаваться в России только с 2000г.

Конечными потребителями неоригинальных запасных частей к импортным автомобилям в России, как и за рубежом, непосредственно или через сервисные мастерские являются владельцы автомобилей, имеющие невысокие доходы.

Определенную долю рынка занимают запчасти, бывшие в употреблении. Владельцы машин, обладающие наименьшей покупательной способностью, в первую очередь ищут подержанные запчасти, затем обращаются к неоригинальным, и только в крайнем случае покупают оригинальные.

Некоторые публикации в прессе (например: Дмитрий Кузьмин http://mk.ru «Обули» под заказ») рисуют не слишком радужную картину в торговле неоригинальными запчастями на российском рынке. Сообщают, что, по мнению японских специалистов, практически 80% запчастей для японских автомобилей на российском рынке — подделки, не отвечающие эксплуатационным требованиям, а по мнению российских экспертов так же обстоят дела и с запасными частями для других иномарок.

Чуть ли не на каждой улице можно встретить магазин, торгующий импортными неоригинальными запчастями, но ассортимент весьма ограничен, а цены не немного ниже цен на оригинальные детали у официальных дилеров. Не находя нужные запчасти в магазинах, автовладельцы вынуждены обращаться к газетным объявлениям фирм, обещающим «под заказ» обеспечить любые детали.

Как правило, такие фирмы базируются на закрытых территориях заводов, промышленных баз и для начала клиент должен оформить пропуск, только тогда его пустят в офис. Там якобы выясняется, что запчасть на складе есть, однако иномарка клиента будто бы другого года выпуска и ему требуется иная модификация детали. Цена запчасти тут же подрастает и доставку надо заказывать из-за рубежа. Предоплата — полностью, срок ожидания — более двух недель.

После оплаты заказа клиенту дают контактный телефон склада, но телефон всегда якобы занят, а лично попасть в офис невозможно — пропуск не выписывают. В лучшем случае клиент через месяц-другой получает деталь, но не оригинальную, как обещали, а имитацию низкого качества.

В худшем случае фирма исчезает — мошенники, отобрав деньги у запланированного количества клиентов, меняют место и название фирмы.