1. При ремонте следует избегать повреждений деталей коробки передач.

2. Рабочее место по возможности должно поддерживаться в чистоте.

3. Во время разборки и сборки коробки передач не рекомендуется использовать вязаные перчатки и протирать детали тряпкой. В случае необходимости рекомендуется использовать нейлоновую тряпку или бумажное полотенце.

4. Все детали должны быть промыты и высушены с помощью сжатого воздуха. Металлические детали можно промывать обычными стиральными порошками.

5. Диски с фрикционными накладками, пластиковые и резиновые детали необходимо промывать только маслом для АКПП.

6. Если картер трансмиссии был поврежден, то следует разобрать и промыть систему охлаждения АКПП.

7. При разборке детали следует класть на стол в точном соответствии с порядком их удаления. Особое внимание должно быть уделено расположению упорных шайб, прокладок, упорных колец, клапанов, шариковых клапанов и болтов картера.

8. Если имеется цепная передача, то следует проверить ее на предмет возможного износа. Для этого надо измерить прогиб примерно в середине цепи в обоих направлениях, используя для этого какую-либо контрольную точку на картере трансмиссии. Если суммарный прогиб превышает 27,0 мм, то цепь необходимо заменить.

9. Тщательно запомните, каким образом подведены провода к клапанной коробке и разъемам. Разъемы нельзя перепутать, их следует подключать в точном соответствии с инструкцией по ремонту.

10. Разъемы иногда бывает трудно раскрыть поэтому старайтесь избегать выдергивать их за провода.

11. Для удаления некоторых насосов из картера требуется специальная оснастка: - молоток скольжения или специальное приспособление.

12. В случае если легко перепутать пружины гидроаккумуляторов, то рекомендуется прикреплять к ним соответствующие ярлыки. Различные цвета пружин нельзя использовать как признак мест их установки. Неправильная установка пружин отражается на качестве переключения передач.

13. Во время удаления старайтесь не деформировать тормозную ленту, иначе ее необходимо будет заменить.

14. После того как детали промыты и высушены, их необходимо осмотреть и определить степень износа и возможность дальнейшего использования. При этом следует уделять особое внимание поверхностям контакта втулок и упорных шайб. Упорные игольчатые подшипники не должны иметь точечной коррозии, отслаивания поверхностного слоя и выкрашивания.

15. В некоторых случаях бывает очень трудно удалить прокладку. Для того чтобы избежать повреждения алюминиевой поверхности картера, следует использовать специальный аэрозоль и пластиковый скребок. Использование металлического скребка может привести к повреждению алюминиевой поверхности и создать, таким образом, место потенциальной утечки масла.

16. Все бумажные прокладки необходимо устанавливать только сухими. Недопустима их установка на клей или герметик.

17. Все болты должны быть затянуты только с помощью динамометрического ключа, моментом, оговоренным в инструкции по ремонту. Неправильная затяжка болтов - основная причина заклинивания клапанов, утечек масла и повреждения деталей.

18. При сборке игольчатых подшипников, упорных шайб, кольцевых и резиновых уплотнений рекомендуется использовать технический вазелин. Нельзя использовать густое машинное масло, поскольку оно, в отличие от технического вазелина, не растворяется в масле для АКПП. Машинное масло может попасть в систему управления АКПП и забить там сетчатые фильтры, жиклеры и каналы.

19. Новые фрикционные диски с накладками и тормозные ленты перед установкой рекомендуется замачивать в масле в течение 30 минут.

20. Проверку посадки кольца в канавке можно осуществить способом, показанным на рис.

Зазор между кольцом и стенками канавки не должен превышать 0,12 мм. Перед установкой кольца обязательно проверьте саму канавку на предмет появления в ней конической поверхности, ступеньки или внутреннего износа. После установки кольцо должно свободно вращаться в канавке.

Если канавку не обработать, то кольцо может в ней установиться плохо. Зарубки или незначительные повреждения на канавке, которые не позволяют кольцу свободно вращаться, могут быть удалены напильником. Хорошая канавка должна иметь четкие острые углы на внешней и внутренней поверхностях.

21. Если имеются сомнения относительно целостности или размера резиновых уплотнений, то следует проверить их посадку. Это особенно важно для уплотнений поршней бустеров дисковых фрикционных элементов управления АКПП.

Вполне естественно, что во время капитального ремонта часть деталей необходимо заменить новыми. Поэтому следует внимательно осмотреть все детали АКПП и выявить сильно изношенные или поврежденные. В приведенной ниже табл. перечислены детали, замена которых во время капитального ремонта обязательна, и детали, замена которых производится только в случае их повреждения или значительного износа.

Таблица

Детали, замена которых обязательна

Детали, замена которых не обязательна

Прокладки

Резиновые уплотнительные кольца Манжетные уплотнения Металлические и тефлоновые уплотнительные кольца Масляный фильтр

Зубчатые колеса Тормозные ленты Втулки и упорные шайбы Насос

Фрикционные диски с накладками Фрикционные диски без накладок Трансформатор

Барабаны дисковых фрикционных элементов

управления

Обгонные муфты

Как правило, производители запасных частей формируют для каждого типа трансмиссии с АКПП типовой комплект для капитального ремонта (Overhaul kit). Он содержит все необходимые прокладки и уплотнения. Детали этого комплекта перед установкой должны быть тщательно проверены.

Резиновые уплотнительные кольца. При установке резиновых кольцевых уплотнений с круглым или квадратным поперечным сечением необходимо проверить два параметра: внешний диаметр и толщину. В соответствии со стандартным технологическим допуском внешний диаметр кольцевого уплотнения может отличаться от размера отверстия в пределах 3%. Установка уплотнительного кольца в канавку должна производиться с небольшим натягом, но кольцо при этом не должно терять свою форму. Что касается внутреннего диаметра, то при установке уплотнение не должно сильно растягиваться.

Толщина уплотнительного кольца определяет при установке в канавку степень его сжатия, за счет чего и обеспечиваются его уплотняющие свойства. Соответствие толщины уплотнительного кольца и ширины канавки в поршне можно проверить посредством простого перемещения поршня внутри цилиндрического отверстия. Для перемещения поршня с уплотнением кольцом, имеющим круглое поперечное сечение, требуется достаточно большое усилие, в то время как уплотнения с квадратным поперечным сечением позволяют перемещаться поршню при небольших усилиях. Кольцевые уплотнения с круглым поперечным сечением во время перемещения поршня имеют тенденцию скручиваться, в результате чего возникает упругая сила, стремящаяся вернуть кольцо в нормальное состояние. Это свойство и приводит к повышенному сопротивлению во время перемещения поршня с таким уплотнением.

Обычно на поршне устанавливают не менее двух уплотнительных колец. Поэтому необходимо по очереди их удалить и осуществить проверку отдельно каждого кольца.

Уплотнения с выступом. Такие уплотнения также могут быть проверены путем перемещения поршня в цилиндре. Поскольку их уплотняющие свойства зависят от давления масла, то для перемещения поршня в этом случае требуется небольшое усилие. Перед проверкой уплотнение должно быть обязательно смазано маслом для АКПП. Во время перемещения поршня вперед и назад вы должны почувствовать легкое сопротивление. Если такого сопротивления не чувствуется, то в уплотнении имеется дефект.

Нормально установленное уплотнение с выступом должно иметь небольшую деформацию. При чрезмерной деформации выступ уплотнения будет иметь плохой контакт с поверхностью отверстия. Слишком свободная посадка в канавке приводит к заклиниванию выступа уплотнения между поверхностью отверстия и поршнем.

При установке обгонных муфт с сухариками следует строго соблюдать указания завода-изготовителя. Сухарики можно легко установить в обойму в обратном направлении, что приведет к неправильной работе муфты.

Роликовые муфты свободного хода обычно не создают особых проблем при их установке; однако и они могут быть установлены неправильно. Хотя это практически невозможно, но иногда случается.

Будьте очень внимательны при осмотре обгонных муфт - они могут прекрасно работать при комнатной температуре, но отказывать при низких температурах или во время разгона автомобиля со значительным ускорением. При проверке муфты с сухариками особенно тщательно следует осмотреть передний край сухариков. Величина износа сухарика не должна превышать 0,8 мм. В противном случае муфту следует заменить.

При работе с тефлоновыми кольцами не забывайте, что для обеспечения хороших уплотняющих свойств этот мягкий материал не допускает на поверхности, по которой он работает, никаких заусенцев, царапин или других видов повреждений. Установка неразрезных тефлоновых колец требует специальной оснастки. Без использования такого инструмента можно легко повредить кольцо или чрезмерно растянуть его. Конусная втулка приспособления имеет специальное покрытие, которое обладает малым коэффициентом трения с тем, чтобы кольцо могло легко скользить по ней.

При сборке трансмиссии с АКПП необходимо, чтобы все малые сетчатые фильтры были установлены на свои места. Малые фильтры - дополнительные фильтры, предназначенные для защиты от загрязнения клапанов, регуляторов и электрических соленоидов. Их назначение - не допускать попадания посторонних включений в клапанную коробку с тем, чтобы предотвратить заедание клапанов.

Фрикционные накладки тормозных лент, имеющие на поверхности трещины, отслоения или ставшие черными, должны быть заменены. При осмотре проверьте вытяжку тормозной ленты, Если вытяжка велика, то лента теряет нормальную форму и вызывает появление трещин на поверхности фрикционной накладки. Такие ленты следует заменить.