Система освещения и световой сигнализации считается неисправной, если не функционирует хотя бы один прибор, либо его выходные параметры находятся за пределами установленного допуска.

Эффективность работы светотехнических приборов и приборов световой и звуковой сигнализации во многом зависит от соблюдения правил обслуживания и грамотного обращения в эксплуатации.

При ежедневном обслуживании очищают от грязи рассеиватели светотехнических приборов. Промывать и протирать рассеиватели следует с большой осторожностью, так как в протирочныи материал могут попасть остатки песка, грязи и пыли, что может повредить поверхность (особенно пластмассовых) рассеивателей и ухудшить их светотехнические параметры. Кроме того, при проведении ЕО последовательно проверяют работоспособность каждого светотехнического прибора, а также прибора световой и звуковой сигнализации.

При ТО-1 выполняются операции ЕО и проверяют крепление фар, передних указатетей поворотов и подфарников, задних фонарей и фонаря заднего хода, центрального переключателя света, перекчючателя указателей поворота, сигнала торможения и аварийной остановки автомобиля.

При проведении ТО-2, помимо работ, предусмотренных ТО-1, проверяют правильность установки и подсоединения фар, силу света фар, надежность штекерных и винтовых соединений, качество изоляции проводов (особенно в местах, не защищенных от попадания воды, пыли, грязи), состояние источников света, а также работоспособность звукового сигнала.

Наиболее часто выявляемой при проведении ТО-2 неисправностью является неправильная установка фар, что резко ухудшает условия эксплуатации в темное время суток и повышает вероятность дорожно-транспортного происшествия. Такого рода нарушения возникают в результате ослабления или са-моотвертывания крепящих элементов и регулировочных винтов, смещения центра тяжести автомобиля или деформации упругих элементов подвески автомобиля, а также при. замене источника света.

Регулировку фар производят посредством специальной оптической аппаратуры или с помощью специально размеченного экрана, соответствующего расположению фар на автомобиле Обычно разметку экрана производят на вертикальной стене путем нанесения на него характерных линий:

0 — 0 — средняя вертикальная линия;

Л — Л и П — Л — соответственно левая и правая линии, параллельные линии 0 — 0 и равноотстоящие от нее на величину а. равную половине расстояния между фарами проверяемого автомобиля;

Л — Л — линия, перпендикулярная оси 0 — О и отстоящая от основания контрольной площадки на величину А/, равную высоте центров оптических элементов фар;

Б — Б — линия, параллельная Д— Л и отстоящая от нее на величину h.

Для контроля установки и регулировки фар автомобиль устанавливается перед экраном на расстояние L, равное 5 или 10 м, так, чтобы вертикальная плоскость симметрии автомобиля совпа дала с плоскостью, образуемой осями О — О и О — А. Площадка, на которую устанавливается автомобиль перед экраном, должна быть достаточно ровной и образовывать прямой угол с плос костью экрана.