Лонгбридж, Великобритания, 1906-1989

В 1906 году сэр Херберт Остин (Herbert Austin) основал фирму своего имени. Он не предполагал, что его автомобильная компания станет крупнейшей в Великобритании и одной из наиболее известных в мире, а имя Остин войдет в мировую историю автомобилестроения.

До этого важного момента Остин занимал пост генерального директора фирмы “Уолсли” (Wolseley), создав там немало оригинальных и перспективных конструкций. Собственное дело он начал в Лонгбридже, к югу от Бирмингема, в помещении бывшей типографии.

Проект первого автомобиля марки “Остин” был показан на автосалоне в Лондоне осенью 1905 года, а первая “живая" машина “25/30 HP” предстала перед публикой в апреле следующего года и получила неплохие отзывы. Это был автомобиль классической конструкции, прочный и солидный, чем отличались потом все модели Остина до первой мировой войны. Четыре цилиндра его мотора были отлиты в отдельных блоках с двумя распределительными валами, расположенными с обеих сторон, - один для привода впускных, другой - выпускных клапанов.

Через несколько лет фирма уже могла предложить покупателям целую гамму своих машин с 4-цилиндровыми двигателями мощностью от 10 до 40 л.с. и одним 6-цилиндровым мощностью 50 л.с. Окрыленный первыми успехами, Остин выставил в 1908    году два автомобиля в гонке на Большой приз Франции, однако они пришли к финишу на 18 и 19 местах. В 1909    году Остин построил легкий и дешевый автомобиль модели “7 HP” с одноцилиндровым мотором рабочим объемом 1 л. Именно таким простым и недорогим машинам было суждено прославить имя Остина. Одновременно появился весьма необычный легковой автомобиль типа “15 HP”, на котором место водителя расположили над двигателем. Автомобиль получился очень компактным, но с объемным салоном, отделенным от отсека водителя. “Остины 15НР” долгое время работали в качестве такси.

После войны Остин решил сконцентрировать усилия на выпуске небольшой гаммы моделей. Поначалу велась сборка солидного “Туэнти” с мотором рабочим объемом

3,6 л, а затем легкого “Туалв” (Twelve 12 HP) с 1,6-литровым силовым агрегатом. Последний оказался настолько удачным, что в разных модификациях выпускался до 1936 года. При этом рабочий объем его мотора в 1927 году увеличили до 1861 см3.

Наконец, в 1922 году появилась самая известная и легендарная модель “Севен” (Ssven), или просто “семерка”. Это была очень легкая компактная открытая машина на спицованных колесах. Она вмещала 4 человек и снабжалась 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 696 см3, который потом увеличили до 747 см3.

В 1927 году появился новый “Туэнти” с 6-цилиндровым 3,4-литровым мотором, а затем и “Сикстин” (Sixteen 16 HP) с двигателем в 2,25 л. К этому времени сформировалась основная программа “Остин", которая не менялась на протяжении многих лет. В нее вошли легкие “Тен” (Теп 10 HP) и “Лайт Тен” (Light Теп) с 4-цилиндровыми моторами рабочим объемом 1535 и 1125 см3. В 1931 году к ним прибавился новый “Туэлв”. В 1939 году “Остин-7” был модернизирован и назван “Эйт” (Eight 8 HP), с увеличенным рабочим объемом мотора (900 см3).

Эти автомобили оказались основными в послевоенной программе. К ним присоединился только “Остин-16” (“Сикстин”) с верхнеклапанным 2,2-литровым мотором, шасси и кузовом от модели “12 HP” образца 1940 года. “Остин” считалась весьма консервативной фирмой, что не мешало ей создавать популярные простые и неприхотливые машины. Независимая подвеска передних колес появилась на автомобилях только в 1948 году. Это были первые модели серий “А-40", “Ширлайн” (Sheerline) и “Принцесс” (Princess). Одновременно появился “А-90 Атлантик” (Atlantic) с необычными формами в американском стиле, доказавший, что “Остин” способна изготовлять не только простые машины с невыделя-ющейся внешностью.

В 1952 году завершилась долгая конкурентная борьба между “Остин" и другой крупной английской фирмой “Моррис” (Morris): они объединились в концерн “Бритиш Мотор Корпорейшн" (British Motor Corporation), сокращенно ВМС. Первой моделью после объединения стала “А-30” с двигателем объемом 803 см3.

В начале 50-х годов “Остин” тесно сотрудничала с американской фирмой “Нэш” (Nash). Для нее в Лонгбрид-же выпускали легкий двухдверный автомобиль “Метрополитэн" (Metropolitan) с двигателем рабочим объемом 948 см3 (потом его увеличили до 1,5 л) с довольно оригинальной и привлекательной внешностью. Автомобиль был рассчитан на рынок США. Многие покупатели считали его американским и даже не предполагали, что его делают за океаном.

В 1955 году выпустили “А-50 Кэмбридж" (Cambridge) с двигателем от “А-40” и “Вестминстер” (Westminster) с мотором объемом 2,6 л. Важным, но малоизвестным фактом надо считать появление в 1958 году специального автомобиля - такси “FX-4", потомки которого выпускаются до сих пор и используются многими таксомоторными фирмами Великобритании. Наконец, в 1959 году родился самый легендарный и революционный автомобиль “Мини” (Mini). Фирма “Остин” его продавала сначала под маркой “Севен". Автомобиль разработал инженер Алек Иссигонис (Alec Issigonis), который впервые установил 4-цилиндровый двигатель и коробку передач спереди поперечно, получив очень легкую и компактную 4-местную машину.

В 1964 году новая модель “1100” была оснащена необычной и революционной гидропневматической подвеской “Гидроластик” (Hydrolastic), а через 2 года появился более солидный “Остин-1800" с такой же подвеской.

Автомобили Остин Севен 1922-1939 годов

В 1968 году, в преддверии очередного экономического кризиса, концерны ВМС и “Лейланд” (Leyland) объединились в крупнейшую британскую автомобилестроительную группу “Бритиш Лейланд” (British Leyland). Через год у нее родился компактный автомобиль “Макси” (Maxi) с верхнеклапанным мотором рабочим объемом 1485 см3. Интересно отметить, что все эти модели являлись модификациями “Мини”, автомобиля, ставшего невероятно популярным в то время.

Последующие трудные годы принесли несколько новых моделей. В 1970 году “Макси” стал выпускаться с двигателем 1,75 л, а “Мини” появился с двигателем рабочим объемом 1098 см3 мощностью 48 л.с. и в спортивном варианте “GT”. В 1973-м, как развитие серий “1100” и “1300”, выпустили седан “Аллегро" (Allegro) с двигателями в 1,1 и 1,7 л. В 1975-м началось изготовление новой “Принцессы” (Princess) - седана среднего класса с двигателем рабочим объемом 1,7-2,2 л, с гидропневматической подвеской “Гидрагаз” (Hydragaz).

1980 год принес модификацию “Макси-2” с 1,75-литровым двигателем мощностью 92 л.с., а на базе “Мини” появился малолитражный “Метро” (Metro) с более привлекательным кузовом и двигателями объемом 998 и 1275 см3. В 1983 и 1984 годах один за другим были выпущены два новых автомобиля - двухобъемный “Маэстро” (Maestro) и трехобъемный “Монте-го” (Montego) с одинаковым шасси и двигателями объемом 1,3-2,0 л мощностью 65-113 л.с.

В 1984 году была образована группа “Остин-Ровер” (Austin-Rover), положившая конец марке “Моррис”, некогда объединившейся с “Остин”. Но ей не было суждено долго просуществовать. В 1988 году “Ровер" была закуплена компанией “Бритиш Эйроспейс”    (British Aerospace), что стало предвестником скорого конца марки “Остин”. В 1989 году ее автомобили еще продавались под названием “Остин-Ровер”, но потом имя “Остин” полностью ушло в прошлое. От “Остин" новому концерну “Ровер Груп” (Rover Group) достался бессмертный “Мини”, который выпускается сегодня под маркой “Ровер Мини”.

Остин Севен

Вскоре после первой мировой войны сэр Херберт Остин решил сократить гамму своих автомобилей, но скоро пришел к выводу о необходимости производства простой и дешевой машины совершенно новой концепции в расчете на обедневшее население, способной заменить примитивные, но популярные трехколесные машины и “сайклка-ры". Остин решил взять за основу французский автомобиль “Пежо Куадрилетт” (Peugeot Quadrilett). Вместе с молодым инженером Стенли Эджем (Stanley Edge) он разработал проект автомобиля типа “7НР”, снабженного 4-цилиндровым двигателем объемом сначала 696 см3, потом 747 см3. Он выпускался до 1939 года с постоянными модификациями, с открытыми и закрытыми кузовами, а с 1927 года изготовлялись специальные спортивные исполнения с обтекаемыми кузовами фирмы “Суоллоу” (Swallow), той самой, которую переименовали в СС (SS), а затем в “Ягуар” (Jaguar). На базе “Остина-7” также изготовляли спортивные варианты “Ольстер” (Ulster) и “Ниппи” (Nippy). “Остин-7” считается историческим прообразом всемирно известной и выпускаемой поныне серии “Мини”.

Остин А-90 Атлантик

Одним из условий выживания фирмы “Остин” в трудные годы по окончании второй мировой войны была организация экспорта автомобилей, которые в родной Англии пока не находили высокого спроса. Модель “А-90” недаром получила имя “Атлантик", так как была рассчитана на поставку через Атлантику в страны Северной Америки. Для привлечения консервативных американцев ей придали более привычную им обтекаемую форму с округлым тупым передком и тремя фарами. В 1948 году появился первый вариант с открытым кузовом, через год - спортивный седан. Чтобы привлечь внимание клиентов, “Атлантик” в течение недели в ненастную погоду испытывали на треке в Индианаполисе. Он прошел без поломок 19 тысяч км, показав среднюю скорость 113 км/ч. К сожалению, американцев “Атлантик” так и не привлек, и его производство было вскоре свернуто. В дальнейшем двигатель рабочим объемом 2,7 л успешно использовали на спортивном “Остине Хили-100” (Austin Healey).

Остин Мини

Считается, что причиной появления на свет “Мини”, выпускавшегося сначала как “Остин Севен”, был ныне забытый Суэцкий кризис. Тогда президент ВМС сэр Леонард Лорд (Leonard Lord) поручил Алеку Иссигонису создать новый легковой автомобиль с использованием серийных агрегатов “Остина" и “Морриса”. За основу выбрали малолитражку “Моррис Минор-1000” (Morris Minor), выпускавшуюся с 1958 года с двигателем рабочим объемом 948 см3. Этот мотор признали неудачным и его объем сократили до 848 см3. Он развивал мощность 32 л.с., крутящий момент составлял 60 Н м. Автомобиль разгонялся с места до 100 км/ч за 24 секунды, его максимальная скорость - 115 км/ч.

Непритязательный “Мини” стал поистине революционным. Некоторые историки причисляют его к самым выдающимся автомобилям мира. Он открыл новое направление в автомобильном конструировании и дизайне. Во-первых, поперечное расположение 4-цилиндрового мотора и коробки передач в блоке с ним позволили создать очень компактный силовой агрегат с приводом на передние колеса, сделав автомобиль очень низким и устойчивым. Во-вторых, машина была сделана по непривычной тогда двухобъемной схеме и, несмотря на свои небольшие габариты, вмещала 4 человек и небольшой багаж, доступ к которому открывала задняя дверь. В-третьих, уровень комфорта признавался достаточно высоким для такого класса машин, чему в определенной мере способствовала простая подвеска на эластичных резиновых подушках. Колеса маленького диаметра располагались точно в углах кузова, позволяя создать наиболее объемный салон, дополнительно увеличивая устойчивость машины.

Остин Мини

“Мини” выпускался в многочисленных исполнениях, включая стандартные и спортивные “Мини Купер" (Mini Cooper) с двигателями объемом 997; 998; 1071 и 1275 см3, мощность которых достигала 75 л.с. Благодаря непревзойденной устойчивости и способности прекрасно держать дорогу “мини" стали непременными участниками многих гонок и ралли. В 1964 году на “Мини” выиграли ралли Монте Карло, в 1965-м -Британское ралли (RAC), в 1967-м - ралли Акрополис. Они достигли высоких результатов и в гонках на Альпийский кубок.

За все годы своего существования “Мини” постоянно совершенствовали, но никогда не меняли его специфический облик. Первую упрощенную подвеску на время заменила гидропневматическая “Гидро-ластик”, к механической коробке передач добавилась автоматическая (по заказу), передние тормоза стали дисковыми, в салоне появились подушки безопасности. На базе “Мини" сделали открытый прогулочный автомобиль “Мо-ук” (Моке), выпускавшийся в Австралии и Португалии. К недостаткам “Мини" относят жесткую подвеску, повышенную шумность, сравнительно низкий комфорт и высокую стоимость, а также быстро ржавеющий кузов.

Сегодня “Мини” выпускается с двигателем рабочим объемом 1273 см3 с электронным впрыском мощностью 53-63 л.с., с обычной 4-стуленчатой трансмиссией и резиновой подвеской. Это не дешевая машина, хотя ее основными покупателями являются молодые люди, но не стесненные в средствах и любящие быструю езду, ведь современный “Мини” достигает скорости 150 км/ч и разгоняется с места до 100 км/ч за 12,5 с.