ОСТРОВЦЕВ Андрей Николаевич

1902 - 1988 Россия

Создатель    отечественных легковых автомобилей высшего класса, крупный ученый по проблемам качества, надежности и долговечности автомобильных конструкций, доктор технических наук, профессор. Родился в Москве в семье почтово-телеграфного чиновника и учительницы. Окончил 5 классов Московского реального училища. Летом 1918 г. семья переехала в Семипалатинск. С 1920 г. работал переписчиком в Губернском отделе народного образования и занимался на курсах по подготовке в институт. Осенью 1922 г. направлен в Москву для поступления в Московский механический институт им. Ломоносова. Окончил его в 1929 г. и оставлен конструктором при институте. С1930 г. работал в Научном автотракторном институте (НАТИ) конструктором, главным конструктором автомобильного отдела. Участвовал в создании более 20 опытных образцов большегрузных автомобилей, 3-осного двухмоторного грузовика, разрабатывал методы расчета агрегатов и систем автомобилей. В 1938 г. назначен руководителем работ по созданию малолитражного автомобиля, а год спустя - главным конструктором завода имени КИМ (ныне АО "Москвич"). Дорабатывал конструкцию малолитражного автомобиля КИМ-10. В октябре 1941 г. назначен главным конструктором завода "Искра", где занимался военной продукцией. С 1 апреля 1942 г. - Главный конструктор автопромышленности. В сентябре 1942 г. переведен на ЗИС главным конструктором легковых автомобилей, заместителем главного конструктора ЗИС для создания и освоения производства нового семиместного легкового автомобиля высшего класса ЗИС-110. Создал самостоятельное конструкторское бюро. В течение 1942-44 гг. модель была создана в двух экземплярах. Новый правительственный лимузин имел рядный 8-цилиндровый двигатель мощностью 140 л.с. с гидротолкателями клапанов, гидромуфту в трансмиссии, полуавтоматическую коробку передач, независимую подвеску передних колес, гипоидную главную передачу, раздельный привод передних и задних тормозов, гидравлические стеклоподъемники. 20 сентября 1944 г. Государственная Комиссия Обороны (ГКО) утвердила этот образец. За успешное выполнение задания А.Н. Островцев был награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему присудили звание Лауреата Сталинской премии. Кроме лимузинов, выпускали "кабриолеты" ЗИС-1105, на которых в 50-х годах принимали военные парады, а кинооператоры использовали их до конца 80-х. Для высших лиц государства выпускался бронированный лимузин ЗИС-115. Островцев второй раз стал Лауреатом Сталинской премии. Всего с 1945 по 1958 год выпустили 2089 экземпляров ЗИС-110. В 1953 г. Островцев был избран по конкурсу в НАТИ на должность заведующего кафедрой "Автомобили и тракторы" Московского автодорожного института (МАДИ), продолжая по совместительству (до 1961 г.) работать заместителем главного конструктора ЗИС по легковым автомобилям и автобусам. В соавторстве выпустил книгу "Основы проектирования легковых автомобилей". Защитил докторскую диссертацию, а в 1955 г. ему присвоено звание профессора. Руководил созданием следующей модели высшего класса - семиместного лимузина ЗИЛ-111 с двигателем V8 мощностью 200 л.с., автоматической коробкой передач с кнопочным управлением, вакуумным усилителем тормозов. В 1961-84 гг. заведовал кафедрой "Автомобили" МАДИ, затем был ее консультантом. Удостоен звания "Заслуженный деятель науки и техники РСФСР".