При создании планетарных коробок передач с тремя степенями свободы, особенно в случае автоматического управления ими, как правило, в качестве одного или двух элементов управления используются обгонные муфты, которые позволяют оборудованному ими звену вращаться только в одном направлении относительно неподвижной опоры или относительно другого звена.

Любая нулевая прямая, например 5, разграничивает всю плоскость плана на две полуплоскости. В одной полуплоскости, в которой расположена масштабная точка е, угловая скорость звена 5 имеет положительное значение, т.е. вращается в том же направлении, что и ведущее звено 0, а в другой полуплоскости угловая скорость этого звена будет иметь отрицательные значения. Таким образом, если звено 5 оборудовать обгонной муфтой, позволяющей ему вращаться только в направлении вращения ведущего звена, то ни одна из точек пересечения нулевых прямых других звеньев, расположенных в полуплоскости отрицательных угловых скоростей звена 5 (13 и 12), не может быть реализована, поскольку обгонная муфта не позволит звену 5 вращаться с отрицательной угловой скоростью. Эту полуплоскость называют «запретной», а другую, в которой расположена масштабная точка, - «разрешенной».

Если при работе коробки передач на режиме, характеризуемом рабочей точкой 23, выключить тормоз 3, оставив включенным тормоз 2, то угловая скорость ведомого звена х будет уменьшаться до момента автоматического включения обгонной муфты, при котором наступит новый режим работы, определяемый рабочей точкой 25.

Если в той же рабочей точке 23 выключить тормоз 2, а тормоз 3 оставить включенным, то в результате наличия сопротивления движению автомобиля или из-за наличия трения в узлах и механизмах трансмиссии угловая скорость ведомого звена х должна будет уменьшаться, поэтому точка 35 никогда не может быть реализована, поскольку она расположена выше рабочей точки 23.

Выше был рассмотрен случай, когда обгонная муфта использовалась в качестве тормоза основного звена планетарной коробки передач. Однако достаточно часто в АКПП обгонные муфты используются для блокировки двух звеньев, т.е. в качестве блокировочной муфты. В этом случае, в зависимости от способа установки, обгонная муфта разрешает вращение этих двух звеньев либо с положительной, либо с отрицательной относительной угловой скоростью. При изменении направления относительной угловой скорости муфта автоматически замыкается и блокирует два звена, между которыми она установлена.

Как было показано выше, любая блокировочная муфта отображается на плане угловых скоростей наличием трех нулевых прямых, пересекающихся в одной точке. Причем одна из этих прямых обязательно должна проходить через масштабную точку е. Прямая, проходящая через точку е, является нулевой прямой собственно муфты, угловая скорость которой определяется относительной угловой скоростью двух других звеньев, между которыми она установлена.

Не трудно доказать, что полуплоскость, в которой находится точка А, представляет полуплоскость положительных значений относительной угловой скорости звеньев 1 и х. Поэтому если установить обгонную муфту так, чтобы было запрещено вращение звеньев 1 и х с положительной относительной угловой скоростью, то частично заштрихованную полуплоскость, также можно назвать «запретной», а другую полуплоскость - «разрешенной». Причем все рабочие точки, расположенные в «запретной» зоне (в данном случае это точка 23), физически нереапизуемы.