Для поиска персонала нет волшебного средства. До сих пор один из самых эффективных способов - реклама в газете. Но лучше всего задействовать несколько каналов, и если город большой - поискать на нескольких сайтах: job.ru, superjob.ru и тому подобных. На таких сайтах содержится большое количество резюме и вакансий, можно разместить свою вакансию и оставить контактную информацию. Это будет еще один источник поиска. Единственная проблема может быть в том, что все вакансии на этих сайтах разбиваются по городам, и очень маленьких городов там нет. Только более-менее крупные. Можете проверить самостоятельно.

Если есть специализированные издания по трудоустройству у вас в городе или районе, то их тоже нужно использовать. Также можно давать объявления в газеты, которые распространяют бесплатно по почтовым ящикам в определенных районах.

Ну и, собственно, до начала работы уже самого автосервиса можно проехать по конкурентам, у каждого из них что-нибудь починить, завести разговор с мастерами, сотрудниками, и если что, оставить свою визитку и желательно взять контактные телефоны. То есть у конкурентов в принципе вполне нормально кого-то переманить. Ничего такого в этом нет. Очень часто новых сотрудников приводят уже работающие, есть автосервисы, где трудятся целые «команды» друзей.

Вообще персонал - это одна из самых больших проблем владельцев автосервисов. Многие жалуются, что нет квалифицированных кадров и взять их негде. На самом деле очень мало свободных профессионалов. Все это потому, что у нас мало где этому учат, и в обучении, как правило, используются устаревшие данные, устаревшие агрегаты для практических занятий и т. д. Ну просто нет у наших образовательных учреждений денег на закупку современного оборудования. Так что с этим приходится мириться. Это объективная реальность.

Другой вопрос: как вы будете действовать в этом случае. Как я уже говорил, для автосервиса не нужно супер качество.

Ваш сервис вовсе не должен быть идеальным и значительно превосходить всех конкурентов. Для того чтобы зарабатывать деньги, нужно твердое качество на 4, но оно должно быть постоянным. Когда бы клиент ни приехал, какой бы приемщик ни принимал машину, какой бы слесарь ни работал в эту смену, всегда на выходе должно быть постоянное качество одного и того же стандарта. Грубо говоря - это как гамбургеры в «Макдональдсе». Съедите вы гамбургеры в Петербурге или в Милане - они будут абсолютно одинаковыми.

В связи с этим исчезает проблема поиска суперпрофессионалов. На самом деле прибыль зависит не от качества, а от системы продаж. Ни в коем случае не подумайте, что нужно наплевательски относиться к качеству, но не стоит доводить все до идеала. Вам это не надо. Лучшее - враг хорошего.

Теперь о том, как получать стандартное качество. Во-первых, у вас должны быть на бумаге расписаны все техпроцессы, все процедуры, вся последовательность любой операции до шагов, которые абсолютно понятны и не допускают двойных трактовок. Если есть какая-то операция, к примеру, замена сцепления, то на бумаге должна быть пошаговая инструкция, как это сделать. И естественно, для каждого вида ремонта такая инструкция должна быть своя.

Нишевание автосервиса - очень хорошая штука, позволяющая сократить количество процессов, описанных на бумаге. То есть вы один раз сделаете, а потом будете пользоваться всю жизнь. Если у вас универсальный автосервис - вам придется делать более универсальные инструкции, и там уже может что-то меняться в зависимости от автомобиля. Ну и, соответственно, будут выше требования к квалификации сотрудников.

Еще одна немаловажная проблема - в автосервисе те, кто работают руками и выполняют техническую работу, должны уметь четко выполнять инструкции без всякой отсебятины. На самом деле, таких людей не очень много. Это нужно для того, чтобы они производили все операции четко по инструкциям, и в итоге всегда получалось стандартное качество.

Как найти таких людей? Когда вы даете объявление о найме на работу, вы туда встраиваете специальный фильтр. Он будет отсеивать тех, кто непригоден по этому пункту. Фильтр достаточно простой. Например, в объявлении может быть написано: «Такой-то автосервис набирает сотрудников. Для того чтобы устроиться на работу, вам нужно позвонить по такому-то номеру». На этом номере на автоответчике оставляете сообщение с четкими указаниями о том, что нужно сделать кандидату для трудоустройства. Например, прислать резюме в таком-то формате с такими-то данными. Слишком умные люди начнут сразу добавлять что-то от себя, а те, кто вам на самом деле нужен, все четко выполнят.

После того как человек прошел фильтр на способность выполнять инструкции, на собеседовании обязательно нужно проверить, где он раньше работал, кем работал, почему уволился. Надо просто с ним поговорить, и по реакции будет все видно. Также нужно смотреть, как человек выглядит. Сам внешний вид, насколько он опрятен. Тут, конечно, можно сделать какие-то выводы для себя, но единственный способ узнать все точно -нанять человека и посмотреть, как он работает. Все психологические тесты не отражают объективной действительности, и узнать по их результатам, как человек будет у вас работать, невозможно. Работник должен не только уметь выполнять инструкции, он должен постоянно выдавать хороший результат. И не только в первый месяц, чтобы остаться на работе, а постоянно.

Когда вы будете расширяться, вам в любом случае понадобится обучать вновь пришедших сотрудников. В принципе, вам понадобится всех обучать тем способам работы, которые есть именно у вас. Для этого придется делать пособия для начинающих. Когда новый сотрудник приходит к вам в фирму, вы даете ему такую штуку в руки, он ее изучает и понимает уже что тут и как.

Вообще поиск персонала - это процесс, которым нужно заниматься постоянно. Любые контакты людей, которые обращались к вам по работе, должны сохраняться. Если вдруг вам когда-нибудь потребуются их услуги - всегда можно позвонить. Вдруг кто-то из них свободен или захочет перейти к вам.

По поводу зарплат: если судить по Петербургу, то у слесаря зарплата где-то от 20 ООО до 40 ООО руб. в хорошей фирме. У кузовщиков чуть больше, особенно у грамотных кузовщиков. То есть пороги где-то от 15 ООО до 50 ООО руб. В автосервисе нельзя делать большую зарплату. Поначалу, когда вы только открылись, для того чтобы минимизировать потери, можно выделить какую-то зарплату своим сотрудникам, но нужно помнить, что оплата в автосервисе должна быть сдельная. Обычно это 30-40 % от стоимости услуги. Человек должен осознавать, что его зарплата напрямую зависит от его работы. Поэтому никаких больших окладов, а как только вы встанете на ноги, и у вас будет достаточно большой поток клиентов - убираете оклад и работаете на сделке. Это проверенный факт: человек, который сидит на окладе, никогда работать в полную силу не будет.

Перечень документов, которые вам нужны от будущего работника, приведен в статье 65 Трудового кодекса:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовая книжка;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании и квалификации.

Если для соискателя это первый опыт работы, тогда трудовую книжку и пенсионное свидетельство должны оформить вы.