B первые дни полетов изобретатели были заинтересованы в том, чтобы их машины летали, а средства, которыми они должны управляться, казались вторичной важности. Также было и с ранними автомобилями. Средства, которыми водитель осуществлял контроль (управление) и через которые он получал информацию о происходящем вокруг, проектировались с опозданием. Сейчас каждый находит автомобили быстродействующими и малогабаритными, где то же самое отношение, кажется, преобладает. Первые летчики очень быстро обнаружили, что хороший контроль и информация были столь же важны, как основное искусство полета. К сожалению, автомобильный водитель может выкарабкиваться даже тогда, когда качество средств управления и инструментов дьявольское. Автомобильный водитель наслаждается роскошью возможности остановиться в любое время и в любом месте. Это не должно быть оправданием худшего качества.


Начиная с создания автомобиля, водитель осуществлял управление через рулевое колесо и три педали — акселератор, тормоз и сцепление плюс рычаг переключения передач. С автоматической трансмиссией педаль сцепления исчезает, а рычаг переключения передач принимает другую функцию. Подробно это было рассмотрено в Частях 1, 2 и 3. Здесь достаточно сказать, что наиболее важная тенденция последних лет и продолжающаяся сейчас должна покончить с механическими связями и заменить их электрическими, так называемым «электрическим» принципом.


С «электрическими» системами это было бы возможно, и экспериментальные автомобили с такой организацией управления уже демонстрировались. Но массовые водители привыкли к рулевому колесу и педалям, и если система управления «джойстиком» когда-либо собирается занять их место, это, вероятно, случится медленным внедрением, начинающимся с нескольких специализированных автомобилей, изготовленных небольшим тиражом.


Тем временем инженеры стоят перед необходимостью создания помощи водителю для сохранения и увеличения эффективности во все более и более сложных требованиях окружающей среды. Мы не в состоянии оценить, насколько условия вождения изменились. Например, больше половины столетия автомобили были оборудованы фарами «дальнего света» и «ближнего света». Сегодня множество водителей совершают ночные поездки на дорогах, где поток движения настолько постоянен, что они никогда не используют дальний свет, что должно привести к разработке новых систем освещения. Сейчас водитель имеет три средства сигнализации: указатели поворотов, подфарники и фары. Многие водители практически никогда не используют подфарники, имеется много аргументов относительно того, использовать ли вообще фары для передачи сигналов, или лучше это делать с индикаторами — включать их и надеяться на внимание водителей. Для транспортных средств теперь технически возможно связываться автоматически, так, что бы автомобиль мог сообщить любому другому автомобилю поблизости, что он собирается повернуть направо, независимо от того, не забыл ли водитель включить индикатор — рано или поздно это случается.


Помимо существующих появляются все новые функции. Мы уже начинаем использовать системы, помогающие в навигации, которые автоматически передают по радио местную информацию движения. Уже появились первые автомобили с «интеллектуальным круиз-контролем», который позволяет им следовать за другим транспортным средством на безопасном расстоянии — в настоящее время только на автостраде или магистрали — даже при том, что скорость другого транспортного средства может изменяться. В конечном счете, мы получим автомобили, которые автоматически остаются в центре полосы движения, открывая возможность использования «автопилота», который поднимает некоторые собственные интересные вопросы. Все эти функции и другие являются аспектами технологии, которая стала известна как телематика, чье применение принесет выгоды, значимость которых мы можем определить только приблизительно.


Центральным остается один вопрос: как водитель взаимодействует с автомобилем? Может быть, очень хорошо иметь автомобиль с «автопилотом», но водитель все-таки должен сообщить автопилоту, что хочет от него получить. Вопрос «интерфейса» (взаимосвязи) с водителем остается одним из наиболее спорных вопросов при проектировании современною автомобиля.