Сейчас появилась возможность обрабатывать поверхности из алюминиевых сплавов химическим способом, с насыщением поверхностного слоя в основном силиконом, который затем частично подвергается травлению, и на поверхности остается пленка с сетью микроскопических каналов для удержания масляной пленки. Нельзя не отметить, что чугунные блоки и гильзы цилиндров сейчас изготавливаются так, чтобы достичь того же эффекта. Зеркально гладкие стенки цилиндров, лишенные каких-либо царапин, — не лучшее решение с точки зрения уменьшения износа. Наиболее известный процесс улучшения алюминия известен под именем Nicasil, первоначально разработанный для улучшения качества стенок роторного двигателя Ванкеля, а впервые был использован при производстве поршневого двигателя Porsche V-8, который приводил в движение большой 928-й автомобиль. Такие решения постепенно становятся более популярными, хотя и не являются универсальными. Хорошим примером недавнего использования этого метода является его использование при производстве блока цилиндров двигателя Jaguar AJ V-8, который устанавливается на седаны XJ и S-Type. Очевидно, что такой способ изготовления дает возможность отливать блок, как одно целое, без вставки чугунных гильз, хотя блок цилиндров должен проходить вместо этого через стадию химического улучшения.


Недостаток жесткости алюминиевого блока, по сравнению с чугунным, может быть преодолен не только за счет ребер по его бокам. Сейчас считается нормой в двигателях с алюминиевым блоком устанавливать жесткую литую «постель» под коренными подшипниками, прикрученную болтами непосредственно к блоку. Это увеличивает жесткость всего блока и, что очень важно, сохраняет неподвижность коренных подшипников независимо от того, как нагружается сам блок, а это уменьшает шум и минимизирует износ коленчатого вала. В некоторых двигателях масляный поддон также отливается из алюминиевого сплава, который лучше, чем штампованный из стали, увеличивает жесткость двигателя и снижает шумность.