Для изготовления прокладок, используемых в трансмиссиях с АКПП, применяется достаточно широкий спектр материалов. Используются прокладки из бумаги, пробки, резины, пластмассы или из синтетических материалов. В некоторых случаях используются композитные прокладки, которые изготавливаются из двух или большего количества указанных выше материалов.

В зависимости от назначения прокладка должна иметь определенную сжимаемость. Сжимаемость - это способность прокладки деформироваться под действием сдавливающего ее усилия, что необходимо для компенсации дефектов поверхностей, между которыми она устанавливается. Сжимаемость оценивается величиной относительной деформации прокладки, выраженной в процентном отношении. Относительная деформация определяется отношением величины деформации прокладки, под воздействием максимально допустимого усилия сжатия, к ее толщине в свободном состоянии.

Прокладки, сжимаемость которых меньше 20%, относятся к жестким. Прокладки со сжимаемостью более 20% называются мягкими. Обычная бумажная прокладка - типичный представитель жестких прокладок, а прокладки, изготовленные из пробки или резины, относятся к мягким прокладкам.

Жесткие прокладки используются в тех случаях, когда обе сопрягаемые поверхности хорошо обработаны и обладают достаточной жесткостью.

В качестве примера можно привести плоскости соединения клапанной коробки и картера трансмиссии, которые имеют хорошую механическую обработку и обладают высокой жесткостью.

Жесткие прокладки позволяют в течение длительного времени сохранять постоянным сжимающее их усилие, обеспечивая тем самым надежную герметичность стыка соединяемых с их помощью деталей.

Мягкие прокладки позволяют получить хорошую герметичность стыка в тех случаях, когда одна или обе сопрягаемые детали имеют небольшую жесткость. Примером такого соединения может служить масляный поддон, изготовляемый, как правило, методом штамповки. Поверхность картера обладает достаточно хорошей жесткостью в то время, как фланец масляного поддона легко деформируется. Мягкая прокладка в этом случае позволяет компенсировать ту деформацию, которая возникает на фланце масляного поддона при его закреплении к картеру.

Следует отметить, что мягкие прокладки не способны в течение длительного времени сохранять постоянным сжимающее их усилие, что может приводить к снижению герметичности стыка соединяемых деталей.

Прокладки, используемые в современных трансмиссиях с АКПП, можно разделить на два типа:

• прокладки для установки масляного поддона;

• прокладки, используемые для соединения различных узлов АКПП.