Одна из наиболее часто встречающихся проблем для водителей — это способность тронуться на скользкой дороге. Слишком сильное нажатие на педаль акселератора вызывает пробуксовку ведущих колес, но если водитель медленно и осторожно увеличивает крутящий момент, чтобы избежать этого, появляется чувство, что прогресс может наступить быстрее. Прикладывание к педали акселератора такого усилия, чтобы шины двигались без проскальзывания, — пример здравого подхода. Сегодня многие автомобили автоматически предотвращают проскальзывание колес независимо от того, как водитель давит на педаль акселератора, благодаря противобуксовочным системам.


Принцип действия ПБС на автомобиле с двумя ведущими колесами заключается в том, что определяется момент, когда ведущее колесо начинает пробуксовывать (при этом проверяется скорость колеса, и если она начинает увеличиваться по сравнению со скоростью ведомого колеса, то, значит, началось скольжение), потому что к нему приложен слишком большой крутящий момент, и затем момент на колесе уменьшается до момента, пока не прекратится буксование. Как только буксование прекратилось, момент на колесе опять увеличивается до тех пор, пока снова не определится наличие проскальзывания. В зависимости от времени реагирования системы сила тяги, прикладываемая к ведущему колесу, может подойти очень близко к максимальной силе сцепления с дорогой. Для полноприводных автомобилей ПБС не такая жизненная необходимость, но если она устанавливается, то возникают трудности в определении момента начала буксования, потому что трудно сравнивать скорости колес, если все они ведущие.


Большинство ПБС управляются двумя способами. Наиболее очевидный способ уменьшать крутящий момент двигателя, как только обнаружено начало проскальзывания колеса. Это легче всего сделать в автомобилях, имеющих «управление по проводам», в которых акселератор имеет электронный привод. Если привод механический, для работы ПБС должны использоваться дополнительные устройства. Раньше иногда использовали второй корпус дроссельной заслонки, которая управлялась ПБС.


Однако сбрасывание оборотов двигателя может не обеспечить достаточно быстрой реакции системы, особенно на небольших скоростях. Поэтому большинство ПБС также автоматически слегка притормаживают колесо, которое начинает проскальзывать. Это осуществляется с помощью антиблокировочной системы (АБС), которая более детально описана в Части 3. В действительности во многих отношениях ПБС и АБС настолько близко дополняют друг друга, что они могут рассматриваться как одна. АБС автоматически растормаживает тормоз за доли секунды, когда колесо замедляется и грозит скольжение. ПБС автоматически включает тормоз за доли секунды, когда скорость колеса увеличивается и грозит скольжение. Обе системы зависят от точности измерения скорости колес с помощью установленных на ступицах колес датчиков, поэтому имеет смысл использовать одни и те же датчики и довольно много управляющей электроники.


ПБС — более сложные системы, потому что необходимо объединить контроль за тормозной системой с контролем за выходными показателями двигателя. На низких скоростях контроль в основном осуществляется торможением отдельных колес, а на высоких — управлением двигателем. Типичная система осуществляет контроль за тормозами до скорости около 15 км/ч, а переход на управление двигателем — на скорости порядка 50 км/ч. Работа тормозами производит почти такой же эффект, что и дифференциал повышенного трения, из-за того, что «хорошее» колесо, из пары ведущих, может передавать больший крутящий момент, когда притормаживается колесо, потерявшее сцепление. Грубо говоря, такой же принцип используют опытные водители, которые с помощью ручного тормоза, «прибора повышенного трения бедного человека», трогаются на заснеженных и обледенелых покрытиях. Поскольку стояночные тормоза обычно затормаживают задние колеса, этот способ нельзя порекомендовать водителям переднеприводных, за исключением Скгоёп и Saab. В любом случае торможение подходящий способ для низких скоростей, когда основное влияние на проскальзывание оказывает уменьшение сцепления. На высоких скоростях торможение оказывает большее влияниена устойчивость и управляемость, и более безопасный способ контролировать скольжение, непосредственно управляя двигателем.


Современные системы ПБС показали таимую эффективность, что, возможно, отбили охоту к легковым полноприводным автомобилям просто потому, что они обеспечивают гарантированное сцепление (хотя и не такое, как 4WD) в соотношении к весу, стоимости и сложности. Они также обеспечили основу для новой системы «улучшения устойчивости», рассматриваемой в Части 3, Главе 20. Эти системы, как правило, используют то же аппаратное обеспечение, но используют информацию от дополнительной серии датчиков, которые дают возможность точно выяснить поведение автомобиля.