Шах-Алам, Малайзия, 1983-

Производство автомобилей в Малайзии началось в 1983 году после подписания соглашения между государственной компанией “Хеви Индастри оф Малайзия” (Heavy Industry of Malaysia), сокращенно HICOM, и японским концерном “Мицубиси Мотор    Корпорейшн” (Mitsubishi Motor Corporation). Два года на новом совместном предприятии “Перусаха-ан Отомобил Насиональ Бер-хад” (Perusahaan Otomobil Nasional Berhad), имеющим торговую марку “Протон", осуществлялась сборка легковой модели “Протон Сага” (Proton Saga) - копии “Мицубиси Лансер” (Lancer) первого поколения. Одновременно с этим в Шах-Апаме строился новый автомобильный завод. В 1985 году его конвейер был запущен, и вскоре автомобили “Протон” стали преобладать на малайзийском рынке. Почти сразу же они стали пользоваться большим успехом в странах с левосторонним движением, в том числе в Великобритании, а затем начали продаваться на других рынках.

В 1991 году совместное предприятие было преобразовано в народную компанию “Паблик Лимитед Компани” (Public Limited Company), или PLC, независимую от влияния “Мицубиси”. С этого же времени фирма начала собственное производство силовых агрегатов. Ее дела быстро шли в гору: со 100 тысяч автомобилей, выпущенных в 1992 году, объем производства за 5 лет вырос до 180 тысяч.

Сегодня эта малайзийская компания на базе хетчбэка “Мицубиси Кольт” (Colt) производит автомобиль “Протон Сатрия" (Satria), известный в Великобритании как “Компакт” (Compact), или как серия “300” на европейском рынке. На базе “Мицубиси Лансер” второго поколения выпускается “Вира" (Wira), она же “Персона" (Persona). В Европе модель имеет индекс “400”. На шасси “Мицубиси Этерна" (Eterna) предлагается престижный седан “Пер-дана” (Perdana), или серия “600”, а по договору с концерном “Пежо-Ситроен” (PSA) собирается “Ситроен Тиара” (Citroen Tiara) на шасси “Ситроена-АХ”. В 1996 году группа малазийских компаний DRB-HICOM, в состав которой “Протон” входит с 1995 года, приобрела контрольный пакет акций британской фирмы “Лотус” (Lotus).

Протон-418GLXi

Автомобили серии “400” по-восточному рациональны и очень качественно выпол- • нены. Так же, как и прообраз “Мицубиси Лансер”, малазийский автомобиль предназначен для людей со средним достатком, пользующихся одной машиной как для ежедневных поездок на работу, так и для загородных выездов. У автомобиля просторный, достаточно комфортабельный салон, большой багажный отсек и относительно низкая цена. Именно эти машины, попав на английский рынок, вместе с корейскими моделями быстро вытеснили с него российские “лады”.

На “Протоне-418GLXi" устанавливается 4-цилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом 1,8 л с 4 клапанами на цилиндр и многоточечным впрыском топлива. В движении автомобиль проявляет достаточно живой характер: с механической коробкой передач развивает максимальную скорость 192 км/ч и разгоняется с места до 100 км/ч за 10,5 с. С 3-ступенчатой автоматической коробкой передач динамика чуть хуже: соответственно - 184 км/ч и 12,0 с. Средний расход топлива у “418GLXi” составляет 9,9 л/100 км. Европейскими дилерами на автомобиль дается гарантия на 3 года или 100 тысяч км пробега. На кузов предоставляется 6-летняя гарантия.