Если уровень и состояние масла оказались нормальными, то необходимо продолжить исследование. Для этого следует проверить работу двигателя на режиме холостого хода, мест соединений электропроводки, троса привода управления коробкой передач, осмотреть места соединения двигателя и трансмиссии с шасси.

Двигатель и коробка передач - две части одной системы, поэтому их совместная работа должна быть согласована. В связи с этим проверка работы двигателя представляет собой важный этап диагноза коробки передач.

Неисправность двигателя может приводить к формированию неправильных сигналов, используемых системой управления коробкой передач. Система управления не имеет возможности определять достоверность поступившей информации и в любом случае реагирует на нее. Это может приводить к резким или поздним переключениям передач или их комбинации. Кроме того, сложности могут усугубляться способностью электронной системы управления двигателем адаптироваться к его неправильной работе, что привносит путаницу в работу блока управления АКПП.

Перед продолжением проверки АКПП необходимо выявить и исправить все недостатки в работе двигателя. Любая неисправность двигателя должна быть устранена. Можно быть введенным в заблуждение и разобрать коробку передач только для того, чтобы убедиться в ее исправности, а на самом деле проблема заключается в двигателе.

Внимательно прислушайтесь к работе на режиме холостого хода разогретого до рабочей температуры двигателя. В случае необходимости для определения частоты вращения двигателя воспользуйтесь тахометром.

Проверка механизма выбора диапазона работы коробки передач осуществляется с места водителя. Это простой контроль работы рычага выбора диапазона и его фиксации в каждом из положений.

Каждое положение рычага выбора диапазона фиксируется и имеет соответствующую маркировку. Если маркировка немного не совпадает с фиксированным положением рычага, это считается вполне допустимым. При большом рассогласовании маркировки и положения рычага необходимо провести регулировку. Если фиксация рычага отрегулирована неправильно, то клапан выбора диапазона может включать не тот контур управления коробкой передач, который должен соответствовать данному положению рычага, что может привести к снижению давления в основной магистрали на диапазоне «О» из-за утечек, которые будут происходить, например, через контур диапазона «N». Снижение давления приведет к выходу из строя фрикционных элементов управления коробкой. Кроме того, неправильная регулировка механизма выбора диапазона может вызвать его самопроизвольное перемещение.

Регулировка этого механизма достаточно проста, но ею часто пренебрегают. Для регулирования механизма обычно рычаг выбора диапазона устанавливают в позицию «D», и клапан выбора диапазона также фиксируется в положении «D». Для проведения этой процедуры рекомендуется обратиться к инструкции по эксплуатации завода-изготовителя. С точки зрения безопасности всегда следует проверять правильность регулировки положений «Р» и «N». При этом установка рычага в эти положения должна приводить к ощущению его нормальной фиксации.

В случае использования чисто гидравлической системы управления весьма важной становится проверка системы управления клапана-дросселя и скоростного регулятора. Неисправность одного из этих элементов вызывает, как правило, наибольшее количество проблем, связанных с неправильным переключением передач и возникающими поломками АКПП.

В случае механической системы управления клапаном-дросселем следует проверить легкость перемещения этого клапана и его реакцию на изменение положения дроссельной заслонки, особенно при ее закрытии. При этом не должно быть никаких задержек. Убедитесь в том, что клапан-дроссель свободно перемещается на протяжении всего хода педали управления дроссельной заслонкой.

Перед регулировкой троса клапана-дросселя необходимо проверить угол открытия дроссельной заслонки при нажатой до упора педали управления подачей топлива. Если дроссельная заслонка полностью не открывается, то следует отрегулировать систему ее привода. Ход дроссельной заслонки и перемещение клапана-дросселя должны быть синхронизированы. Для проведения регулировки троса клапана-дросселя необходимо обратиться к инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.

Если управление клапаном-дросселем осуществляется с помощью модулятора, то при осмотре вакуумных магистралей следует обращать внимание на петли шланга и трещины, особенно в месте соединения модулятора с коллектором. Уделите особое внимание соединению патрубка вакуумного шланга с модулятором. Оно, как правило, имеет тенденцию к ослаблению, что приводит к утечкам. Необходимо убедиться в том, что вакуумный шланг трансмиссии подключен к соответствующей вакуумной системе.