Измерение уровня масла дает некоторые непосредственные и важные сведения о состоянии трансмиссии. Неправильный уровень масла может привести к возникновению более чем двадцати неисправностей в работе как системы управления, так и самой АКПП. Часто работа коробки передач нормализуется сразу же после того, как уровень масла был приведен к норме.

Проверка уровня масла технически не трудная задача, но никогда не следует доверять словам владельца автомобиля о том, что уровень масла нормальный. Всегда проверьте его сами, и часто вы будете удивлены различием между словами владельца автомобиля и фактическим уровнем масла.

Как правило, уровень масла следует проверять при нормальной рабочей температуре масла 85 ‘С. Большинство щупов для измерения уровня масла имеют отметки для определения уровня как для горячего (НОТ), так и холодного (COOL) состояния. Разность уровней холодного и горячего масла может составлять 25 мм.

Процедура контроля уровня масла для большинства автомобилей имеет последовательность: .

• установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке;

• для обеспечения мер безопасности при измерении уровня масла включите ручной тормоз;

• заведите двигатель и установите режим холостых оборотов;

• установите рычаг выбора диапазона в позицию «N»;

• выждите примерно 3 мин, с тем чтобы уровень масла в поддоне АКПП стабилизировался;

• последовательно переведите рычаг выбора диапазона во все возможные для данной модели автомобиля положения, задерживая его в каждой позиции на несколько секунд (это необходимо для обеспечения заполнения маслом всей системы управления);

• установите рычаг выбора диапазона в положение «N» (для некоторых моделей автомобилей в положение «Р»);

• определите уровень масла в АКПП.

При перемещении рычага выбора диапазона происходит запитывание маслом всех контуров системы управления. Это приводит к дополнительному расходу масла из поддона коробки передач и уменьшению уровня масла на рабочих режимах по сравнению с исходным положением. Поэтому перед проверкой уровня масла следует выждать несколько десятков секунд, что необходимо для стабилизации уровня масла в поддоне АКПП.

Теперь рассмотрим, чем грозит неправильный уровень масла в поддоне АКПП:

1. Низкий уровень. Низкий уровень масла приводит к захватыванию насосом наряду с маслом и воздуха. Воздух, смешиваясь с маслом, увеличивает его сжимаемость, что приводит к задержке переключения передач и замедлению нарастания давления в бустерах фрикционных элементов управления во время их включения. Последнее обстоятельство увеличивает время скольжения блокировочных муфт и тормозов. Кроме того, могут возникнуть шумы, воспроизводимые насосом и регулятором давления. Наличие воздуха в масле не позволяет насосу обеспечивать необходимым количеством масла трансформатор и систему смазки, что также вызывает перегрев, быстрый износ и выход из строя других элементов трансмиссии.

Низкий уровень масла может быть результатом внешних утечек или недостаточного количества заправленного масла. Если внешний осмотр не подтвердит предположения об утечках, то, по всей вероятности, при заправке было залито недостаточное количество масла или неправильно был определен его уровень. В этом случае следует просто добавить необходимое количество масла до отметки «полный» в горячем состоянии.

2. Высокий уровень. Если уровень масла слишком высок, то звенья планетарных рядов коробки передач будут окунаться в масло. Это вызовет его вспенивание и приведет к тем же самым результатам, что и низкий уровень масла. Вспенивание в комбинации с перегревом вызывает быстрое окисление и испарение масла, что приводит к ненормальной работе клапанов, сервомоторов и фрикционных элементов. Кроме того, при высоком уровне масла может происходить его утечка через заливную горловину и сапун в картере трансмиссии. Во избежание перелива масла необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями завода-изготовителя по измерению уровня масла во время его замены или пополнения.

Для большинства трансмиссий с АКПП слив масла из коробки передач осуществляется путем удаления поддона. При этом масло удаляется только из самой коробки передач, системы управления и системы охлаждения. В системе подпитки гидротрансформаторов, как правило, имеются специальные клапаны, не позволяющие при остановленном двигателе сливаться из них маслу. В то же время большинство гидротрансформаторов не имеют сливной пробки, поэтому при замене масло из трансформатора не сливается, что считается вполне нормальным. В связи с этим в инструкции по эксплуатации можно найти два объема заливаемого масла: для «сухой» трансмиссии и для случая замены масла.

Одним из способов проведения быстрой экспертизы работоспособности АКПП является анализ качества масла. Основными параметрами, определяющими работоспособность коробки, являются цвет и запах масла. Естественно, если коробка передач была сравнительно недавно заправлена новым маслом, то ни цвет, ни запах масла не позволят правильно судить о ее состоянии.

Свежее масло из-за добавления в него красителя имеет красный, зеленый или желтый цвета, но во время эксплуатации оно достаточно быстро изменяет свой цвет на цвет темного прозрачного лака.

Некоторые данные о возникшей неисправности в АКПП можно обнаружить из анализа состояния масла. Для этого нужно капнуть масло со щупа на белую хлопчатобумажную ткань или бумажную салфетку и провести небольшой экспресс анализ. Если имеется один из перечисленных ниже признаков, то требуется капитальный ремонт трансмиссии:

1. Масло обесцвечено и имеет черный оттенок с включениями частиц фрикционного материала.

2. В масле имеются включения частиц фрикционного материала или металла.

3. Масло непрозрачно и кажется очень вязким (оно стало липким и прилипает к щупу для измерения уровня). Для определения вязкости можно сравнить его с новым маслом, используя для этого бумажную салфетку или полотенце. Нормальное масло легко впитывается бумажной салфеткой, в то время как масло с повышенной вязкостью впитывается очень медленно;

4. Масло мутное. Это означает, что охлаждающая жидкость двигателя попала в систему охлаждения масла АКПП и смешалась с ним. Охлаждающая двигатель жидкость вызывает раздувание и размягчение фрикционных накладок муфт и тормозов. Единственно правильный способ восстановления АКПП в этом случае - замена радиатора, промывка каналов системы охлаждения трансмиссии и подпитки гидротрансформатора, капитальный ремонт АКПП и замена или ремонт гидротрансформатора;

5. Масло пенится или пузырится. Это может быть вызвано либо низким, либо высоким его уровнем. Если с уровнем все нормально, то наиболее правильно предположить попадание воздуха во всасывающую полость насоса. Осмотр следует начинать с фильтра и в первую очередь проверить прокладки и кольцевые уплотнения.

Если имеются сомнения относительно состояния масла, то следует снять поддон и осмотреть его. В поддоне всегда имеется некоторый осадок, что является вполне нормальным. При осмотре поддона надо обратить внимание прежде всего на следующее:

• наличие значительных частиц стали, бронзы или пластика (это указывает на возможное разрушение какой-либо втулки, упорной шайбы или на повреждение внутренних поверхностей деталей);

• наличие частиц фрикционных накладок (это указывает на выход из строя одного или нескольких фрикционных элементов управления);

• наличие стальных частиц или кусочков фрикционного материала может быть также признаком неисправности гидротрансформатора.

Однако осмотр поддона не всегда может дать достоверный результат. Конструкции новых фильтров настолько хороши, что не пропускают продукты износа и разрушения деталей в поддон, поэтому в дополнение к сказанному рекомендуется снять фильтр и осмотреть его.

Если владелец автомобиля жалуется на затянутый процесс переключения или обращает внимание на ранние переключения, то нередко эти недостатки устраняются после замены фильтра и масла.

Если в результате исследования состояния масла, поддона и фильтра были выявлены указанные выше недостатки, то замена масла и фильтра не исправит положения. В этом случае решить проблему позволит только капитальный ремонт АКПП.

Во многих случаях анализ состояния масла позволяет определить значительную внутреннюю поломку коробки передач, и процесс диагностики на этом можно прекратить, поскольку дальнейшие шаги становятся бессмысленными.