Во время этой проверки следует попробовать все возможные режимы движения, определить моменты переключения передач и их качество при почти закрытой дроссельной заслонке, при ее среднем открытии и при полностью открытом положении, проверить работу АКПП в режиме принудительного понижения передачи.

При жалобах владельца автомобиля на беспорядочные, поздние или резкие переключения обратите особое внимание на работу двигателя. Следует помнить, что моменты переключений передач и их качество ориентированы на нормальную работу двигателя.

Данные, полученные при правильно проведенной проверке в движении, представляют собой ценный диагностический материал. Ее цель - сбор точной информации относительно работы коробки передач, из которой специалист может получить достаточное количество сведений о проблемах в ее работе. К проверке в движении необходимо прибегать в следующих случаях:

• претензии владельца автомобиля не совсем понятны;

• причина неисправности не очевидна или не была определена на предыдущих этапах диагностики АКПП;

Во время проверки в движении следует обратить внимание на следующее:

• определите моменты переключения передач;

• оцените работу АКПП на различных диапазонах;

• оцените качество переключения передач;

• проверьте работу блокировочной муфты гидротрансформатора;

• определите наличие или отсутствие постороннего шума и вибрации;

• оцените работу двигателя.

Во время движения необходимо проверить работу трансмиссии на каждом диапазоне с целью выявления пробуксовки фрикционных элементов управления, определения качества их включения и отклонений в моментах переключений. Проверка должна проводиться при минимальном, среднем и максимальном открытии дроссельной заслонки. В процессе проверки следует особое внимание уделить качеству переключения передач: не являются ли они резкими или слишком растянутыми во времени. Определите скорости, при которых происходят повышающие и понижающие переключения передач. Внимательно прислушивайтесь к работе двигателя во время переключения передач, особенно при среднем и максимальном открытии дроссельной заслонки.

Если проверка в движении показала во время переключения передач нерегламентированное увеличение оборотов двигателя, то это может являться признаком наличия проблем в работе фрикционных элементов управления, а именно их скольжении. Зная кинематическую схему и схему включения фрикционных элементов управления на передачах, можно методом исключения определить вышедшие из строя фрикционные элементы управления АКПП.

Проведем анализ результатов проверки в движении автомобиля, оборудованного трехскоростной АКПП, построенной по схеме Симпсона.

Скольжение муфты переднего хода. Как видно из плана угловых скоростей, эта муфта включена на всех передачах переднего хода. В случае возникновения скольжения в муфте переднего хода возможны следующие варианты поведения автомобиля:

• автомобиль не может двигаться на всех передачах переднего хода, независимо от положения рычага выбора диапазона;

• автомобиль нормально двигается на передаче заднего хода (положение рычага выбора диапазона «R»);

• если при «холодной» трансмиссии происходит значительная задержка включения муфты переднего хода, а при «горячей» трансмиссии она работает нормально, то, возможно, произошло затвердевание уплотнения поршня этой муфты или износ этого же уплотнения достиг критического значения. Скольжение муфты прямой передачи и передачи заднего хода. В этом случае:

• скольжение муфты прямой передачи и передачи заднего хода должно проявляться в первую очередь во время переключения 2-3, которое должно сопровождаться нерегламентированным увеличением частоты вращения двигателя;

• при очень плохом состоянии фрикционных накладок дисков этой муфты скольжение может возникать и при включении передачи заднего хода; следует отметить, что во время включения передачи заднего хода давление в основной магистрали, по сравнению с передачами переднего хода, значительно увеличивается, и, следовательно, возникновение буксования в рассматриваемой муфте на этой передаче маловероятно;

• затвердение и повышенный износ уплотнения поршня муфты прямой передачи и передачи заднего хода должны проявляться, прежде всего, для «холодной» трансмиссии; в этом случае переключение растянуто во времени или совсем не происходит до тех пор, пока масло не разогреется до рабочей температуры; при очень плохом состоянии муфты переключение на третью передачу может не происходить совсем, независимо от температуры масла, и автомобиль будет двигаться только на первых двух передачах;

• на первой и второй передачах неисправность муфты прямой передачи и передачи заднего хода никак не сказывается.

Скольжение ленточного тормоза второй передачи. Неисправность этого ленточного тормоза легко определяется, поскольку он используется только на второй передаче. В этом случае:

• при полном отказе ленточного тормоза вторая передача будет пропущена и при достижении определенной скорости произойдет переключение 1 -3; при этом обгонная муфта первой передачи будет обеспечивать движение автомобиля на первой передаче до тех пор, пока скорость не достигнет значения, соответствующего переключению на третью передачу.

• если фрикционная накладка ленточного тормоза второй передачи изношена частично, то во время включения второй передачи будет возникать небольшая задержка, и процесс переключения, как правило, заканчивается ударом;

• при переводе рычага выбора диапазона из положения «D» в положение «2» или в случае принудительного переключения 3-2 в ленточном тормозе возникает скольжение или он совсем не включается.

Неисправность обгонной муфты первой передачи. Она работает на диапазонах «D» и «2». В случае ее неисправности:

• в АКПП не включается первая передача, и, следовательно, на диапазонах «D» и «2» движение автомобиля становится невозможным;

• автомобиль может трогаться с места только на диапазоне «1», поскольку на этом диапазоне включается ленточный тормоз первой передачи и передачи заднего хода.

Скольжение ленточного тормоза первой передачи и передачи заднего хода. Этот тормоз используется только на диапазонах «1» и «R». Признаки пробуксовки ленточного тормоза первой передачи и передачи заднего хода:

• автомобиль не может двигаться на передаче заднего хода;

• малоэффективное торможение двигателем при движении на диапазоне «1»; работоспособность этого ленточного тормоза нельзя проверить во время разгона автомобиля, поскольку в этом случае параллельно с ним работает обгонная муфта.

Подобный анализ работоспособности фрикционных элементов управления можно провести для любой трансмиссии с АКПП. Для этого необходимо иметь кинематическую схему коробки передач и знать, какие элементы управления в зависимости от используемого диапазона включаются на каждой передаче.

Однако проверка в движении позволяет лишь определить элемент, в котором происходит скольжение, но она не определяет причину, вызвавшую эту неисправность. Часто причиной неисправности фрикционного элемента управления служат утечки в системе управления или заедание клапанов в гидравлической части системы управления.

Анализ работы блокировочной муфты гидротрансформатора. Для точного анализа работы блокировочной муфты гидротрансформатора необходимо хорошо знать ее штатный режим работы. Включение этой муфты может приводить к некоторым своеобразным эффектам в поведении автомобиля, которые, в общем, считаются нормальными и объяснимыми.

Во время включения блокировочной муфты гидротрансформатора возникает ощущение переключения передачи, что определяется переходом с гидравлического на механический способ передачи мощности двигателя через гидротрансформатор. Переключение гидротрансформатора с одного режима работы на другой может происходить на различных фазах движения автомобиля и определяется режимами работы двигателя. Процесс переключения муфты более активен при движении по холмистой местности или при буксировке прицепа.

Во время проведения проверки в движении необходимо обратить внимание на процесс включения и выключения блокировочной муфты гидротрансформатора. При этом могут возникать следующие ситуации:

• при переводе рычага выбора диапазона из положения «Р» или «N» автомобиль резко трогается с места;

• при движении по магистрали ощущаются толчки;

• при движении с малой скоростью ощущается недостаток мощности, особенно после переключения передачи;

• ощущается дрожь, особенно после переключения на низшую передачу;

• автомобиль перед остановкой дергается.

В некоторых трансмиссиях иногда бывает очень трудно определить моменты включения и выключения муфты трансформатора. После ее включения частота двигателя должна снижаться на 200-300 об/мин. Для точного определения моментов блокировки трансформатора рекомендуется использовать тахометр.

Иногда возникают другие странные обстоятельства в работе муфты гидротрансформатора. Например, в условиях интенсивного уличного движения блокировочная муфта работает нормально, но ее работа становится не нормальной при движении по магистрали. Перед заменой соленоида управления муфтой гидротрансформатора, клапана или блока управления следует тщательно проанализировать причину такой работы блокировочной муфты. Причиной может быть температура охлаждающей жидкости или неисправный датчик ее температуры.

Следует иметь в виду, что при движении в городских условиях температура охлаждающей жидкости двигателя выше, чем во время движения по магистрали. В большинстве случаев блок управления разрешает блокировку гидротрансформатора при условии, что температура охлаждающей жидкости двигателя не ниже 83'С. Как правило, во время движения по магистрали двигатель никогда не нагревается до такой температуры, что и приводит к запрету со стороны блока управления блокировки гидротрансформатора. В качестве быстрой проверки этой версии можно использовать картонку, с помощью которой следует закрыть часть радиатора. Если в работе муфты не произойдет никаких изменений, то следует проверить датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя и всю систему охлаждения. Кроме того, необходимо убедиться в том, что уровень охлаждающей жидкости двигателя находится в норме и датчик полностью погружен в нее.