В планетарных механизмах энергия передается как в относительном, так и в переносном движении зубчатых колес. Передача энергии в относительном движении всегда сопровождается потерями, на трение в зубчатых зацеплениях; при переносном движении эти потери отсутствуют. Поэтому КПД планетарной передачи будет тем выше, чем большая доля энергии передается при переносном движении звеньев.

Таким образом, если кинематическое передаточное отношение между звеньями передачи вычисляется в направлении потока мощности, то силовое передаточное отношение определяется умножением кинематического передаточного отношения на соответствующий КПД. Если кинематическое передаточное отношение вычисляется против направления потока мощности, то силовое передаточное отношение определяется как частное от деления кинематического передаточного отношения на КПД. Это положение распространяется на любую передачу; различие будет состоять лишь в значении КПД, зависящего от сложности схемы и конструктивного выполнения передачи.

Для любой сложной передачи кинематическое передаточное отношение является некоторой рациональной функцией кинематических передаточных отношений отдельных ее частей. В теории планетарных механизмов доказано, что при любом представлении кинематического передаточного отношения сложной передачи как функции кинематических передаточных отношений отдельных ее частей силовое передаточное отношение выражается той же функцией, в которой частные кинематические передаточные отношения заменены соответствующими силовыми.

Кинематическое передаточное отношение сложного планетарного механизма также является рациональной функцией внутренних передаточных отношений, поэтому полученная выше зависимость расчета КПД применима и для планетарных коробок передач. Единственная трудность при решении этой задачи - определение знака показателя степени КПД каждого планетарного механизма, входящего в состав планетарной коробки передач.

Для определения знака показателя степени КПД каждого планетарного механизма в теории планетарных механизмов разработаны два правила.

Правило 1. Для определения знака показателя степени КПД рассматриваемого планетарного механизма необходимо в функциональной зависимости кинематического передаточного отношения коробки передач перейти от внутренних передаточных отношений к конструктивным параметрам. И если при уменьшении (увеличении) конструктивного параметра рассматриваемого планетарного механизма абсолютная величина общего кинематического передаточного отношения также уменьшается (увеличивается), то показатель степени КПД рассматриваемого ряда равен +1, в противном случае он равен -1.

Итак, используя изложенный выше метод, по выражениям кинематических передаточных отношений планетарной коробки передач можно определить соответствующие силовые передаточные отношения и, следовательно, КПД на различных передачах, как бы ни была сложна кинематическая схема.