Остановочный путь транспортного средства — один из важнейших показателей, характеризующих дорожную ситуацию непосредственно перед возникновением дорожно-транспортного происшествия. В программе Экспресс-анализ ДТП реализована возможность расчета остановочного пути на основании соответствующих исходных данных.

Прежде всего необходимо, как и при осуществлении других расчетов, заполнить параметры в верхней части окна, находящиеся в области Общие определения. Все остальные действия выполняются на вкладке Остановочный путь.

Вначале с помощью переключателя Степень вероятности возникновения опасности для движения необходимо указать, насколько опасной была дорожная ситуация непосредственно перед тем, как произошла авария. Вы можете указать одно из перечисленных ниже значений:

? Очень опасная ситуация;

? Опасная ситуация (это значение предлагается использовать по умолчанию);
? Ситуация близка к опасной;

? Невысокая вероятность опасности;
? Опасная ситуация маловероятна;
? Мин. время реакции водителя.

Разумеется, при оценке опасности той или иной дорожной ситуации возможен некоторый субъективизм. Например, как провести

четкую границу между понятиями Ситуация близка к опасной и Невысокая вероятность опасности? Подобных вопросов можно задать немало, и, по большому счету, это тема уже отдельной книги.

Рис. Настройка параметров расчета на вкладке Остановочный путь

Здесь же мы постараемся охарактеризовать ситуации, которые в большинстве случаев соответствуют определению Опасная ситуация (именно это определение является наиболее востребованным при проведении разбора обстоятельств дорожно-транспортных происшествий).

Ситуация, которая предшествовала возникновению дорожно-транспортного происшествия, признается опасной, если она могла свидетельствовать о высокой вероятности аварии. Также опасной считается ситуация, когда водитель имел объективную возможность заранее заметить признаки вероятного появления перед ним препятствия, но при всем желании не мог более-менее достоверно определить место или время появления этого препятствия. Следовательно, водитель не мог заблаговременно предпринять все необходимые меры для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Опасной считается также ситуация на дороге, когда от водителя требуется повышенное внимание к дорожно-транспортной ситуации, и когда даже малейшее отвлечение от управления транспортным средством с высокой долей вероятности может стать причиной аварии.

Вот несколько типичных примеров опасных ситуаций, связанных св вероятностью наезда на пешехода.

? Пешеход неожиданно вышел на нерегулируемый пешеходный переход или внезапно появился на проезжей части в том месте перекрестка, где переход разрешен.

? Неожиданное появление на проезжей части пешехода, который до этого двигался вдоль края проезжей части в поле зрения водителя и в одном с ним направлении.

? Неожиданное появление на проезжей части пешехода, двигавшегося до этого в другом направлении.

? Неожиданное появление на проезжей части пешехода, отделившегося от группы людей или вышедшего из-за какого-то объекта.

? Неожиданное появление пешехода перед автомобилем из-за транспортного средства, движущегося по крайней полосе (это может быть как на пешеходном переходе, так и в любом другом месте).

Можно привести также множество примеров опасных ситуаций, связанных с вероятностью столкновения транспортных средств, опрокидывания транспортного средства, заноса, внезапного отказа органов управления и т. д. В данной книге мы подробно останавливаться на этом не будем, поскольку в контексте рассматриваемой темы это неактуально. Более же подробно сложные и опасные дорожные ситуации анализируются в другой книге автора — «Самоучитель безопасного вождения», которая недавно вышла в издательстве «БХВ-Петербург».

Далее необходимо указать скорость транспортного средства. Отметим, что вы можете ввести скорость вручную в определенном диапазоне, либо использовать результаты автоматического расчета, которые ранее были выполнены на вкладке Расчет скорости. Выбор варианта осуществляется с помощью переключателя Определение скорости трансп. средства, который может принимать одно из следующих значений;

? расчетом — в данном случае будет использован результат автоматического расчета скорости движения транспортного средства, полученный ранее на вкладке Расчет скорости;

? самостоятельно — при выборе данного значения становятся доступными для редактирования расположенные справа поля, в которых вручную вводится скорость движения транспортного средства (причем вы можете указать диапазон скоростей — минимальную и максимальную).

В области Расчет, которая находится в нижней части вкладки, представлена формула, на основании которой программа будет выполнять расчет остановочного пути. Как и на других вкладках окна программы, пользователю нет необходимости вникать в содержимое формулы и расшифровывать значения ее параметров: после ввода исходных данных программа сделает все необходимые расчеты автоматически.

Результаты расчета отображаются в информационной строке необходимо расстояние, которая находится внизу окна.

Рис. Результаты расчета остановочного пути транспортного средства

На данном рисунке представлены результаты расчета исходя из того, что транспортное средство двигалось со скоростью 60 км/ч. Если бы в исходных данных был указан диапазон скоростей (например, от 60 до 70 км/ч), то и результат расчета был бы представлен аналогичным образом — в виде диапазона значений.