Регулятор давления, или его еще называют редукционным клапаном, представляет собой комбинацию клапана золотникового типа и пружины. Подбирая соответствующим образом характеристики пружины, можно задавать величину давления, формируемого данным клапаном. Если регулятор давления установлен в магистрали сразу же после насоса, то, как уже отмечалось выше, формируемое им давление называется давлением основной магистрали или рабочим давлением.

Принцип работы регулятора давления достаточно прост. На один торец плунжера клапана действует пружина, а к другому подводится давление.

В начальный момент плунжер под действием пружины находится в крайнем правом положении. В таком положении он открывает входное отверстие и перекрывает своим левым пояском выходное отверстие.

При поступлении в клапан масла в кольцевой канавке и в левой полости клапана начинает формироваться давление, которое создает на левом торце плунжера силу, пропорциональную величине формируемого давления и площади торца. Как только сила давления достигнет величины, способной деформировать пружину, плунжер начнет перемещаться вправо, открывая при этом выходное отверстие и перекрывая входное отверстие. В результате масло устремится в выходное отверстие и давление в клапане начнет уменьшаться. Сила давления на левый торец плунжера уменьшается, и плунжер под действием пружины начнет перемещаться влево. Выходное отверстие перекрывается, а входное вновь откроется. Давление в клапане опять возрастет, и процесс повторится вновь. Результатом такой работы клапана будет определенное устойчивое давление в выходной магистрали. Величина этого давления определяется прежде всего жесткостью пружины. Чем жестче пружина, тем выше давление в выходной магистрали.

В некоторых регуляторах давления к плунжеру со стороны пружины подводится дополнительное давление, например пропорциональное углу открытия дроссельной заслонки, что позволяет получать на выходе давление основной магистрали, зависящее уже и от режима работы двигателя, бывают и более сложные схемы регулирования давления в основной магистрали, но на этом мы остановимся несколько позже.