Насосы, используемые в автоматических трансмиссиях, отличаются высокой надежностью, долговечностью и малым износом. Они редко подлежат замене. Только очень высокий износ и необычное повреждение требуют замены насоса. Для определения работоспособности насоса его необходимо разобрать, промыть все детали бензином и просушить сжатым воздухом. В большинстве случаев внимательный осмотр позволяет определить чрезмерно изношенные детали. В картерах некоторых насосов размещаются также регулятор давления, клапан управления муфтой трансформатора и соленоид управления муфтой трансформатора. В этом случае при ремонте насоса на них следует обратить особое внимание.

Поскольку оценка степени износа насоса осуществляется визуально, то важно знать, на какие поверхности обратить особое внимание. Зная принцип работы насоса и логически рассуждая, можно легко определить наиболее вероятные места износа. В качестве примера рассмотрим шестеренчатый насос и определим наиболее вероятные места появления износа.

Масло в нагнетающей области создает давление, которое действует на ведущую шестерню, приводную ступицу трансформатора и ведомую шестерню. В результате этого:

• на втулку насоса постоянно действует давление, в связи с чем происходит ее односторонний износ со стороны всасывающей области насоса.

• при чрезмерном износе втулки ведущая шестерня начинает подрезать со стороны всасывающей области «полумесяц» (делитель); износ втулки и делителя приведет к попаданию в масло металлических частиц, которые могут вызвать неисправность насоса и загрязнить трансформатор, систему охлаждения и элементы системы управления.

• давление на ведомое зубчатое колесо приводит к износу корпуса со стороны нагнетающей области.

• в случае возникновения чрезмерного износа между ведомой шестерней и корпусом насоса будет происходить подрезание края делителя.

Кроме того, необходимо проверить поверхность между всасывающей и нагнетающей областями. Если поверхность имеет канавки или подрезание, то часть масла будет перетекать обратно в область всасывания, что приведет к снижению давления. Незначительное повреждение этой поверхности может быть устранено с помощью тонкой абразивной шкурки.

Следует осмотреть шестерни на предмет появления в них трещин, зазубрин или царапин. Причиной появления трещины на ведущей шестерне обычно является то, что во время монтажа трансмиссии приводные лыски на втулке гидротрансформатора не совпали с выступами на ведущей шестерне насоса.

В крышке насоса и опоре реактора гидротрансформатора не должно быть зазубрин или царапин.

Следует внимательно осмотреть шлицы вала реактора. Изношенные или срезанные шлицы требуют обязательной замены крышки насоса. Кроме того, нужно проверить канавки для установки уплотнительных колец.

Сильно поврежденный насос - признак того, что имеются проблемы, связанные с гибким диском крепления гидротрансформатора к двигателю или неправильной установкой трансмиссии. Если это не заметить, то после капитального ремонта трансмиссия неминуемо вновь достаточно быстро выйдет из строя.

Заканчивают осмотр насоса проверкой торцевого зазора, величина которого оговорена в инструкции по ремонту завода-изготовителя. Обычно эта величина не должна превышать 0,058 мм.