Характерным отказом топливного насоса высокого давления НВД) является неравномерность подачи топлива, которая устраняется заменой нагнетательных клапанов и подбором их пружин. Предварительно техническое состояние деталей ТНВД проверяется визуально через люки и на стенде. Основные детали прецизионных пар, на поверхностях которых могут быть дефекты (риски, задиры, следы износа и коррозии), показаны на рис.

Разбирают ТНВД на специальном приспособлении - кантователе и только до требуемого уровня. Разборка державки грузов регулятора ТНВД допускается только при большом ее износе или разрушении каких-то деталей. Не подлежат раскомплектованию плунжерные секции ТНВД, грузы регулятора частоты вращения, а также сопряженные детали насоса низкого давления (поршень, шток, втулка и др.).

Рис. Основные дефекты деталей прецизионных пар: а - нагнетательного клапана; б - распылителя форсунки; в - плунжерной пары; 1 - конусная поверхность; 2- направляющая поверхность клапана; 3- торец седла; 4- нагрузочный поясок клапана; 5 - торцевая поверхность корпуса распылителя; б - направляющая поверхность иглы; 7- конусные поверхности иглы и корпуса; 8- сопловое отверстие корпуса; 9 - отсечное отверстие втулки; 10- винтовая кромка плунжера; 11 -верхняя часть плунжера; 12 - впускное отверстие втулки

В насосе плунжерные пары и нагнетательные клапаны должны быть одной группы плотности, а в регуляторе - грузы одной группы по массе или статическому моменту.

После ремонта производительность и герметичность насоса проверяются на специальном стенде. Испытывают и регулируют в определенных режимах также различные параметры ТНВД: количество и равномерность подачи топлива, начало подачи топлива секциями насоса, действие регулятора и автоматической муфты опережения впрыска топлива и другие параметры, предусмотренные технической документацией. Винт, регулирующий подачу топлива, после регулировки насоса закрывают пробкой и пломбируют.

У форсунки возможны следующие дефекты: поломка пружины, засорение и износ сопловых отверстий, заедание иглы и износ ее уплотнителей. Для снятия форсунок с двигателя применяют специальные съемники.

При закоксовывании распылителя форсунку разбирают, очищают и промывают отверстия. При подтекании топлива по конусу или заедании иглы заменяют прецизионную пару «игла - корпус распылителя», причем перед сборкой корпус распылителя и иглу промывают профильтрованным дизельным топливом. Игла распылителя должна перемещаться свободно без заеданий.

Отремонтированные форсунки прирабатывают на стенде, регулируют давление начала подъема иглы, оценивают их герметичность и качество распыливания топлива. Давление начала подъема иглы распылителя должно находиться в пределах 12,5 ...21 МПа в зависимости от марки дизеля, а распыливание топлива должно происходить без образования заметных на глаз струй, капель и сгущений. Подтекание топлива через сопловые отверстия недопустимо. Впрыск топлива должен быть четким и сопровождаться характерным звуком.

На дизель устанавливают форсунки одной пропускной способности. При ТР топливной аппаратуры дизельных двигателей рекомендуется использовать систему эталонирования, т. е. создание эталонного комплекта насоса с форсунками и топливопроводами, применение которого позволяет снизить расход топлива.