Часто, особенно при обгоне впереди движущегося автомобиля, необходимо развить большое ускорение, которое возможно получить только лишь в случае подвода к колесам более высокого значения крутящего момента. Для этого желательно произвести переключение на пониженную передачу. В системах управления АКПП, как чисто гидравлических, так и с электронным блоком управления, такой режим работы предусмотрен. Для принудительного переключения на пониженную передачу водитель дол жен нажать до упора на педаль управления дроссельной заслон кой. При этом если речь идет о чисто гидравлической системе управления, то это вызывает повышение TV-давления до величины давления основной магистрали, и кроме того, в клапане-дросселе открывается дополнительный канал, позволяющий подвес TV-давление к торцу плунжера клапана переключения в обход ранее заблокированного канала. Под действием повышенного TV-давления плунжер клапана переключения перемещается в противоположное положение и в АКПП произойдет понижающее переключение. Клапан, с помощью которого осуществляется весь описанный выше процесс, называется клапаном принудительного понижения передачи. Конструктивно этот клапан может быть расположен в различных местах клапанной коробки, но, как правило, он располагается в том же отверстии, что и клапан-дроссель. В этом случае клапан принудительного понижения передачи является как бы частью клапана-дросселя. Плунжер клапана принудительного понижения передачи с помощью механического привода или троса соединен с приводом управления Дроссельной заслонкой.

При обычной работе перемещение дроссельной заслонки через механический привод плунжера клапана принудительного понижения передачи и пружину передается плунжеру клапана-дросселя, который формирует TV-давление в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки.

В случае, если водитель нажал педаль управления дросселя ной заслонкой до упора, то плунжер клапана принудительного понижения передачи перемещает плунжер клапана-дросселя в крайнее левое положение и удерживает его в этом положении. В результате TV-давление становится равным давлению основной магистрали. Кроме того, своим пояском плунжер клапана принудительного понижения передачи открывает дополнительный канал, по которому TV-давление подводится под правый торец клапана переключения 1-2. В результате плунжер клапана переключения 1-2 перемещается в крайнее левое положение, и в АКПП выключается вторая передача и включается первая.

В случае, если TV-давление в гидросистеме управлений АКПП формируется с помощью вакуумного модулятора, то в схеме предусмотрен специальный клапан принудительного понижения передачи, к которому подводится давление основной магистрали. Плунжер этого клапана механически соединен с приводом управления дроссельной заслонкой. При максимальном открытии дроссельной заслонки благодаря механической связи происходит перемещение плунжера клапана принудительного понижения передачи. При этом канал подвода давления основной магистрали соединяется с дополнительным каналом подвода давления к клапану переключения. В результате давление основной магистрали подводится к торцу плунжера клапана переключения со стороны установки пружины и совместно с этой пружиной перемещает плунжер в противоположна положение.

В некоторых трансмиссиях для принудительного включения пониженной передачи используется электропривод. Для этого под педалью устанавливается датчик, сигнал которого в случае нажатия на него поступает на соленоид принудительного понижения передачи. При наличии сигнала управлении соленоид открывает дополнительный канал подвода максимального TV-давления к клапану переключения.

В случае использования в трансмиссии электронного блок управления все решается несколько проще. Для определена режима принудительного понижения передачи может использоваться так же, как и в предыдущем случае, специальный датчик под педалью управления дроссельной заслонкой или сигнала датчика, определяющего полное открытие дроссельной заслонки. И в том и в другом случае их сигнал поступает в электронный блок управления АКПП, который и вырабатывает соответствующие команды на соленоиды переключения.