РОСТКОВ Валентин Николаевич

1907 -1987 Россия

Один из пионеров отечественного дизайна, инициатор создания первых художественно-конструкторских подразделений в промышленности. Родился в Нижнем Новгороде в семье конструктора-су-достроителя. После окончания школы работал чертежником на заводах в Сормово. Учился на физико-математическом факультете педагогического института, в авиашколе и Московском авиационном институте. Помимо техники увлекался живописью и был известен своими морскими пейзажами. После института трудился ин-женером-конструктором в авиационной промышленности. Под руководством известного авиаконструктора Д.П. Григоровича началась его деятельность по созданию интерьеров самолетов. В 1936 г. перешел на Завод им. Сталина (ЗИС), прошел путь от рядового инженера до главного конструктора по кузовам.

ЗИС-101А

Автобус вагонной компоновки ЗИС-129

Участвовал в проектировании и постановке на производство легковых автомобилей ЗИС-101, ЗИС-101С, ЗИС-102, ЗИС-ЮЗ, кузовов автобусов "Люкс" на шасси ЗИС-8, ЗИС-16, ЗИС-17, модернизации грузовиков ЗИС-5, ЗИС-16, ЗИС-17. Сыграл немаловажную роль в создании легкового автомобиля КИМ-10.

С1939 г. возглавлял инициативную группу конструкторов (Ю. Долматовский, И. Рубано-выч, М. Рыжик, Г. Феста, Н. Ха-нин), разрабатывавшую проект концептуального легкового автомобиля. За несколько дней до начала войны закончил эскизный проект "Автомобиля высшего класса" с аэродинамически совершенной формой кузова без выступающих крыльев, задним расположением двигателя, прямоугольными блок-фарами. Для ознакомления с американским автомобилестроением Ростков в 1943 г. был на два года командирован в Детройт (США). Там проект автомобиля ЗИС-101 прошел конструкторскую и технологическую доводку.

С1945 г. проектировал опытные образцы и участвовал в постановке на производство легковых автомобилей ЗИС-110, ЗИС-110С, ЗИЛ-111, автобусов вагонной компоновки ЗИС-127, ЗИС-129, гоночного автомобиля ЗИС, грузовиков ЗИЛ-130, ЗИЛ-131. В 1956-58 гг. занимал должность главного конструк-тора-художника ВНИИТМаш, а затем ЦКБ по судостроению. Создал 30 дизайн-проектов судов, часть которых была принята на производство.

В 1961 г. вернулся к автомобильной тематике, руководил лабораторией форм отделения кузовов автомобильного отдела НАМИ. В кратчайшие сроки разработал проект и документацию для производства на Серпуховском заводе автомобиля особо малого класса НА-МИ-06 "Спутник”. С 1963 г. до выхода на пенсию (1971 г.) работал во ВНИИТЭ главным художником -конструкто ром проектов. Проектировал станки, приборы, объекты производственного и бытового назначения. Награжден орденами "Трудового Красного Знамени" и "Знак почета", медалью “За трудовую доблесть". Дизайнерские проекты Валентина Николаевича Росткова отмечены медалями Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ).