Ковентри/Сол ихолл, Великобритания, 1904-

Джон Кемп Старли (John fcemp Starley) вместе со своим компаньоном Уильямом Саттоном (William Sutton) в 1877 году основали велосипедную фабрику. В 1885 году они разделили полномочия. Старли продолжил выпуск велосипедов ХЮД маркой “Ровер". В 1899 году, когда велосипеды стали отправляться на экспорт и приносить неплохие доходы, Старли решил взяться за производство самоходных экипажей. Первая трехколесная машина “Ровер" с двигателем “Де Дион-Бутон” (De Dion-Bouton) была представлена на выставке в Ричмонде. Ее выпуск начался в 1903 году, через два года после смерти Старли.

В 1904 году появился первый 4-колесный автомобиль “Ровер” с хребтовой трубчатой рамой, спроектированный Эдмундом Льюисом (Edmund Lewis). Машина оснащалась одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 1327 см3 мощностью 8 л.с. и имела рычаг переключения передач на рулевой колонке. На следующий год “Ровер” показала еще более легкую машину с одноцилиндровым мотором в 780 см3 мощностью 6 л.с. Популярность этих недорогих автомобилей вдохновила конструкторов, которые в том же году представили еще две модели “10/20НР” и “16/20НР” с 4цилиндровыми двигателями рабочим объемом 1767 и 3119 см3 соответственно с раздельными блоками цилиндров.

В 1908 году появилась модель “12НР” с 2-цилиндровым 1,6-литровым двигателем, а некоторое время спустя - “15НР” с 4-цилиндровым 2,5-литровым мотором, разработанным Бернардом Райтом. Ненадежная система смазки этого двигателя приводила к многочисленным поломкам. В результате Райт уговорил руководство фирмы переключиться на бесклапанные двигатели системы Найта (Knight). Они появились в 1911 году на моделях “Найт-8НР” и “Найт-12НР”, оснащенных соответственно 1- и 2-цилиндровыми моторами рабочим объемом 1052 и 1882 см3. Осенью 1911 года было начато производство автомобиля типа “12НР” с 4цилиндровым двигателем в 2297 см3, спроектированного Оуэном Клеггом (Owen Clegg). Модель восстановила пошатнувшуюся репутацию “Ровер” и способствовала росту производства. Клегг оказался не только хорошим конструктором, но и прозорливым стратегом в производственной политике. Он был убежден, что конкурентоспособность “Ровера” можно повысить, отказавшись от широкой модельной программы в пользу одной-двух наиболее ходовых машин. Постепенно фирма изменила политику. В 1914 году она предлагала лишь одну базовую машину типа “12/14НР”. Во время войны по заказам военного ведомства “Ровер” производила также автомобили “Сан-бим” (Sunbeam).

В первые послевоенные годы в производстве оставалась модель “12НР” среднего класса. Лишь в 1924 году новый генеральный директор Марк Уилд (Mark Wild) посчитал необходимым переработать ее. Новинка “14/45НР” или “Фортин” (Fourteen) отличалась от предшественницы двигателем с верхним распределительным валом, с уменьшенным до 2132 см3 рабочим объемом, однако покупатели встретили ее прохладно. Дальнейшего увеличения рабочего объема мотора до 2413 см3 на модели “16/50НР’’ оказалось недостаточно, чтобы поднять уровень продаж. Основным спросом пользовались машины малого класса, возрожденные к жизни в самом начале 20-х годов. Первой стала модель “Эйт” (Eight) типа “8НР" с 2-цилиндровым мотором в 998 см3. В 1924 году ее заменила “Найн” (Nine) типа “9/20НР’’ с 4-цилиндровым мотором в 1074 см3.

Еще в 1923 году по предложению Уилда было изготовлено несколько образцов модели “6/21 HP” с 6-цилиндровым 3,4-литровым двигателем, созданным на базе мотора “Фортин”. Ее наследницей в 1927 году стала модель “Лайт Сикс” (Light Six) типа “16НР” с 6-цилиндровым 2,0литровым верхнеклапанным мотором. В 1931 году программу дополнил автомобиль типа “20НР” с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 2565 см3.

Чтобы пережить экономический кризис на “Ровер” решили выпускать легкий и очень дешевый автомобиль “Скараб” (Scarab) с двигателем V4 рабочим объемом 839 см3. Однако в самый последний момент, главным образом из-за соображений престижа, от серийного производства этой примитивной машины отказались.

В 1932 году руководителями фирмы стали С. Б. Уилкс (S. В. Wilks) и Фрэнк Уорд (Frank Word). Наряду с заметными перестановками в совете директоров они добились улучшения качества сборки автомобилей, сохранив за “Ровер” репутацию солидного производителя машин среднего класса. В 30-е годы в производственную программу входил десяток моделей -от компактного седана “Тен” (Теп) с 4-цилиндровым 1,4литровым мотором до 7-местного лимузина “Метеор-20” (Meteor) с 6-цилиндровым 60-сильным силовым агрегатом рабочим объемом 2565 см3. На базе последнего строили спортивные исполнения “Спид” (Speed) с двигателями повышенной до 72 л.с мощности. Их собирал один из лондонских торговых агентов “Ровер”.

Разработанные в 1937 году машины оставались в производстве до 1948 года, тогда представили первую послевоенную серию “Р-3”, включавшую модели “60” с 4-цилиндровым 1,6-литровым и “75" с 6-цилиндровым 2,1 -литровым моторами. Это были первые “роверы" с независимой подвеской передних колес. В 1947 году построили микролитражку “Ml” (рабочий объем двигателя всего 700 см3), оборудованную, как модель высокого класса. Серийно она никогда не выпускалась. Более важное событие произошло 30 апреля 1948 года, когда "Ровер” представила на Амстердамском автосалоне универсальный полноприводный автомобиль “Ленд Ровер” (Land Rover). Таким образом фирма появилась в совершенно новом для себя секторе автомобильного рынка. Впоследствии эта машина стала всемирно известной, ее производство оказалось вполне рентабельным и осуществлялось новым отделением “Ленд Ровер Лими-тед”, разместившимся в Со-лихолле.

В октябре 1949 года в продажу поступила новая серия лековых машин “Р-4” с оригинальными закрытыми кузовами. Автомобили постоянно модернизировались и выпускались до 1964 года. В серию входили 11 базовых исполнений - от модели “60” до “105”, которые оснащались 4- и 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 2,0-2,6 л. В 1958 году увидели свет легковые автомобили серии “Р-5”, более известные как “Ровер-3 литра” (Rover-3L). До 1967 года они пережили 3 косметические операции, но всегда оснащались одинаковым 6-цилиндровым двигателем рабочим объёмом 2995 см3мощностью 115-121 л.с. В 1968-1976 годах выпускался вариант “Р-5В” с 3,5-литровым мотором V8. Ему на смену пришел “Ровер-3500".

В 50-е годы “Ровер" одной из первых в мире построила опытные образцы легковых автомобилей с газотурбинными двигателями. В 1950 году появился “Джет-1” (Jet) на шасси серийного “Р-4/75” с газовой турбиной мощностью 100 л.с., увеличенной через два года до 200 л.с. В 1956 году представили еще один газотурбинный автомобиль “Т-3”, а в 1961 - “Т-4” на базе опытного образца легкового “Ровера-2000”.

“Ровер-2000” принадлежал к новому семейству “Р-6” и выпускался в 1963-1972 годах с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1978 см3. В 1968-1977 годах он предлагался с мотором V8 в 3522 см3 американской фирмы “Бьюик” (Buick) с полностью алюминиевыми блоком цилиндров и головками блоков. Прямым наследником серии “Р-6/2000" являлся “Ровер-2200", производимый в 1973-1977 годах с двигателем увеличенного рабочего объема (2205 см3). В 1977-м появилась новая гамма моделей “2300" и “2600" с 5-дверными кузовами хэтчбек, оснащенных 6-цилиндровыми моторами в 2350 и 2597 см3.

Одновременно развивалась программа полноприводных автомобилей “Ленд Ровер”. В 1958 году увидела свет“Серия II” с усовершенствованным кузовом, новыми двигателями и увеличенной колесной базой.

В 1970 году родилось новое семейство “Рэйндж Ровер” (Range Rover) с 3,5-литровым мотором V8. На следующий год показали обновленный “Ленд Ровер" серии “III” с синхронизированной коробкой передач и новой передней облицовкой. Миллионный “Ленд Ровер” сошел с конвейера в 1976 году.

В 60-е годы произошли крупные изменения в британском автомобилестроении. В 1967 году “Ровер” объединилась с фирмами “Триумф" (Triumph) и “Лейланд” (Ley-land), а через год вошла в состав концерна “Бритиш Лейланд” (British Leyland). Экономические проблемы, с которыми британская национальная автомобильная промышленность столкнулась в период 60-80-х годов, привела практически к ее полной ликвидации. Из компаний, осуществляющих крупносерийное производство, удалось выжить лишь “Ягуар” (Jaguar) и “Ровер”. В 1980-м, чтобы преодолеть техническое и технологическое отставание, “Ровер” воспользовалась помощью японской компании “Хонда” (Honda). В результате нового сотрудничества появилась первая серия “Ровер-200”, копировавшая японский “Сивик” (Civic). В кооперации с “Хондой” с 1986 года выпускаются автомобили среднего класса серии “800”, с 1990 года-серии “400", а с 1993 года - серии “600”. От бывшего концерна “Бритиш Лейланд” “Ровер” достался автомобиль “Остин Метро” (Austin Metro), составивший современную серию “100”, а также легендарная микролитражка “Мини” (Mini). Все эти машины постоянно модернизируются и выпускаются до сих пор.

Несмотря на деятельное участие “Хонды”, британский авиационный концерн “Бритиш Аэроспейс” (British Aerospace) приобрел в 1988 году контрольный пакет акций “Ровера”. Однако, спустя всего 6 лет, “Ровер” вошла в состав германской БМВ (BMW).

Постепенно английская компания отходит от японских разработок. В начале 1995 года представили обновленное семейство моделей “400”, созданных на базе японской “Хонды Сивик”, но с силовыми агрегатами собственной конструкции. Осенью этого же года освоено производство нового поколения моделей малого класса серии “200” с кузовами 3- и 5дверный хэтчбек, не связанного с продукцией “Хонды”.

Отделение “Ленд Ровер” в 1989-м дополнило свою производственную программу, представив промежуточную между “Ленд Ровером” и “Рэйндж Ровером” модель “Дискавери" (Discovery). На следующий год гамма “Ленд Роверов” была модернизирована и обрела новое название “Дефендер” (Defender).

В 1994 году появился еще более мощный и комфортабельный “Рэйндж Ровер”. В 1997-м увидел свет принципиально новый и относительно малогабаритный “Фрилен-дер" (Freeiander).

Ровер 8НР

Этот простой автомобиль представлен в 1904 году. На нем были применены некоторые технические новинки. Например, двигатель и коробка передач крепились на центральной трубчатой раме, снабженной кронштейнами для установки рессор подвески. Мотор имел управляемые впускные клапаны и зажигание от магнето. Рычаг переключения передач устанавливался на рулевой колонке, а сам рулевой механизм был реечным, как у большинства современных машин. “Ровер-8НР” снабжался сотовым радиатором и прямоугольным капотом, высоким лобовым стеклом и складным верхом. Модель была признана одной из наиболее совершенных малолитражек начала века и выпускалась до 1912 года. Ее последние варианты предлагались с бесклапанным двигателем Найта.

Ровер 16/20НР

Две машины “Ровер-16/20НР” в 1907 году участвовали в гонке “Турист Трофи”. Одна из них заметно опередила всех конкурентов и пришла к финишу первой, пройдя дистанцию 388 км со средней скоростью 46 км/ч. После такого успеха и было начато серийное производство модели. Впоследствии “Ровер 16/20НР” не раз побеждал в гонках. Интересная техническая деталь: у этого автомобиля был уникальный по тем временам моторный тормоз-замедлитель. Он включался водителем с помощью специального рычажка, перемещавшего распределительный вал. В результате мотор работал как компрессор и тормозил машину.

Ровер Туэлв

“Ровер 12НР” (“Туэлв") с 4цилиндровым нижнеклапанным двигателем в 1911 году разработал Оуэн Клегг. После того, как на фирме оценили надежность и простоту силового агрегата, автомобиль оставался в программе до 1915 года. Фирма выпускала модель отдельными партиями (по 500 машин) с разными кузовами собственного изготовления. После окончания первой мировой войны производство модернизированного “12НР” было возобновлено. До 1925 года выпускался вариант с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 2297 см3 со съемной головкой блока цилиндров. Он развивал мощность 28 л.с. и позволял машине достигать максимальной скорости 80 км/ч.

Ровер 8НР

Недорогой “Ровер 8НР", представленный в 1919 году, хорошо приняли покупатели. С этой моделью фирма вернулась в самый массовый сектор рынка, что позволило поправить финансовые дела компании в трудные послевоенные годы. Новый “Ровер” был задуман как простой массовый автомобиль, техническое обслуживание которого ограничивалось лишь самыми необходимыми работами. Комплектация “8НР” была сведена до минимума. Электрический стартер на первых выпусках предлагался только по заказу. За дополнительную плату можно было получить машину с иной окраской, кроме стандартной коричневой, а также с боковыми створками капота, тахометром и брезентовым верхом. Однако существовал и конструктивный дефект -при длительном движении на высокой скорости возникала опасность самопроизвольного отворачивания болтов крепления головки блока цилиндров. Несмотря на это, у “Ровера” не существовало конкурентов в дешевом классе машин до тех пор, пока не появился “Остин Севен” (Austin Seven).

“Ровер 8НР” в 1924 году сменила модель “9/20НР”. Ее конструкция была аналогичной, но вместо 2-цилиндрового стоял 4-цилиндровый двигатель водяного охлаждения рабочим объемом 1074 см3.

Когда Питер Август Попп (Peter August Рорре) приступил к работе на “Ровере”, его имя уже было известно в автомобильном мире. Он был одним из основателей моторостроительной фирмы “Уайт энд Попп” (White and Рорре), которую в 1919 году приобрела компания “Деннис” (Dennis). Попп в 1924 году создал модель “Ровер 14/45НР”, сменившую устаревший “Туэлв”, разработанный Клеггом. Ее 4-цилиндровый двигатель имел полусферические камеры сгорания и своеобразную систему газораспределения: верхний распределительный вал действовал на впускные клапаны, а выпускные приводились короткими штангами (спустя 10 лет подобная система была использована в двигателе автомобиля БМВ-328). Однако мощности (45 л.с.) оказалось недостаточно для довольно тяжелой машины. Вскоре назрела необходимость создания аналогичного, но более мощного мотора. Так в 1926-м появился “Ровер 16/50НР" с новым 6цилиндровым верхнеклапанным двигателем, страдавшим, однако, повышенным расходом масла. В 1927 году Попп спроектировал более простой 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 2023 см3 без верхнего распределительного вала. Старый мотор с верхним распределительным валом оставался в программе до 1929 года. В 1932 году был создан новый 6-цилиндровый двигатель, ставший базой для следующих поколений моторов, применявшихся до 1947 года.

Ровер 8НР

На шасси моделей “14/45HP” и “16/50НР" построили несколько спортивных автомобилей с элегантными кузовами, имевшими легкие крылья велосипедного типа. В 1930 году один из них успешно участвовал в пробеге между Ниццой и Капе.

Ровер 75

Лековые автомобили серии “Р-3” появились в 1948 году. Они базировались на довоенных моделях, однако были и довольно существенные изменения. Например, новинки оснащались независимой подвеской передних колес. Модернизированные моторы имели верхние впускные и боковые выпускные клапаны.

В конце 1949 года появилась серия “Р-4” с новым кузовом понтонного типа. Первые модели “Ровер 75” имели третью фару в центре облицовки радиатора, за что их прозвали “циклопами”. Однако эта фара скоро исчезла. В 1954 году на модели “75” устанавливался новый коротко-ходный двигатель рабочим объемом 2230 см3, который позволил увеличить максимальную скорость на 16 км/ч. Благодаря отличным эксплуатационным качествам “Ровер 75” долгое время оставался основным в программе фирмы. Он стал базой для многих последующих моделей, предлагавшихся до 1964 года.

Ровер 2000

Важный этап в истории фирмы - появление в 1963 году седана “Ровер 2000”. Машина вполне отвечала потребностям средних слоев населения. Интересно, что прототипы этой модели были использованы в качестве шасси опытных газотурбинных машин. Новая компактная подвеска передних колес позволила освободить дополнительное пространство в моторном отсеке. Позднее устанавливался даже мотор V8. Слабым местом “Ровера 2000" оказалась задняя подвеска типа “Де Дион” (De Dion), требовавшая для установки большого объема в ущерб вместимости багажника (в нем не хватало места для запасного колеса). Базовая модель “Ровера 2000” снабжалась 4-цилиндровым 2-литровым мотором, мощностью 90 л.с., который обеспечивал довольно легкой машине (масса около 1280 кг) неплохие динамические качества. Автомобиль пользовался популярностью и благодаря постоянной модернизации выпускался до 1977 года. Одна из последних моделей “3500S” с 3,5-литровым двигателем V8 мощностью 153 л.с. развивала максимальную скорость до 192 км/ч и разгонялась с места до 96 км/ч за 10,5 с (при установке механической 4-ступенчатой коробки передач).

Ровер 75

Рэйндж Ровер

За короткое время универсальный “Ленд Ровер" завоевал большую популярность в Европе, однако он никогда не отличался высоким комфортом и привлекательным дизайном. Положение существенно изменилось в июне 1970 года, когда появился достаточно уникальный для своего времени полноприводный “Рэйндж Ровер”.

Он предназначался для движения не только по плохим дорогам, но и по скоростным магистралям, обеспечивая пассажирам уровень комфорта, сопоставимый с легковыми автомобилями среднего класса. Прочное рамное шасси имело постоянный привод всех ведущих колес с блокировкой межосевого и межко-лесных дифференциалов. Задняя подвеска оснащалась гидравлическим механизмом, поддерживающим кузов на заданном уровне. Эффективные дисковые тормоза всех колес и высококачественная отделка дополняли облик этого довольно быстроходного и дорогого автомобиля. Высокий уровень комфорта требовал автоматической коробки передач, которая появилась в 1982 году.

Машина оказалась весьма удачной и, постоянно модернизируясь, производилась до середины 90-х годов.

В конце 1994 года появилось новое поколение “Рэйндж Ровер", сохранивших традиции знаменитых предшественников. Они оснащались 4,0- и 4,6-литровыми двигателями V8 мощностью 190 и 226 л.с., а также 2,5-литровым 6-цилиндровым турбо-надцувным дизелем в 136 л.с.

Ровер 2200

Ровер 3500

Этот автомобиль с кузовом 5-дверный хэтчбек появился в 1976 году и заменил устаревший “Ровер 3,5 литра" серии “Р-5”, который выпускался с 1968 года. Первоначально на модели планировалось устанавливать 4,5-литровый 8-цилиндровый мотор ВМС австралийского производства, но по экономическим соображениям остановились на прежней “восьмерке”. С октября 1977 года автомобиль предлагался в более дешевом исполнении с рядным 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 2,35 или 2,6 л. Появились комплектации “2000” с бензиновым 2-литровым 4-цилиндровым мотором в 100 л.с. и дизельная "2400 SD турбо” с 2,4-литровым турбонадцув-ным агрегатом в 91 л.с. В 1982 году был показан самый мощный вариант “Витесс” (Vitesse), способный разгоняться с места до 96 км/ч за 7,1 с. В июле 1986 года серию “3500” сменила гамма моделей “800”, созданных на шасси японских “Хонда Легенд” (Legend).

Рэйндж Ровер

Ровер 3500 Витесс

Ровер Мини

Эта модель в 1999 году отметит свое 40-летие. Разработанная знаменитым конструктором Алеком Иссигони-сом (Alec Issigonis) в 1959 году, “Мини” в прошлом носила марки “Остин” и “Моррис” (Morris). Ее варианты изготовляли английские фирмы “Райли” (Riley), “Уолсли” (Wolseley), “Маркос" (Marcos), итальянская “Инноченти” (Innocenti). Начиная с 1969 года некоторые модели обрели собственную марку “Мини”. С 1990 года как “Мини”, так и “Остин Мини” стали называться “Ровер Мини”. Конечно, за столь почтенный срок производства изменился силовой агрегат, модернизировано шасси и не раз обновлялась отделка. С 1993 года на континентальном западноевропейском рынке “Мини” предлагается в исполнениях Мейфэйр” (Mayfair) и “Бритиш Оупен" (British Open) с люком в крыше, в спортивном варианте “Купер" (Cooper) с колесами из легкого сплава, а также в варианте кабриолет. Все они оснащаются двигателем рабочим объемом 1275 см3 мощностью 50-63 л.с. и продолжают пользоваться спросом.

Ровер Мини Купер

Ровер 400

Осенью 1995 года, когда дебютировало второе поколение “роверов" серии 400, покупателям предлагались только два варианта кузовов - 4-дверный седан и укороченный на 175 мм 5-дверный хэтчбек. Созданные при техническом и технологическом содействии компании “Хонда”, эти машины относятся к среднему классу и имеют все признаки серии “Сивик". Однако, за исключением лишь одной комплектации с автоматической коробкой передач и силовым агрегатом от “Сивика”, все остальные используют двигатели “Ровер”. Среди них 4-цилиндровые моторы серии '“К” рабочим объемом 1396 и 1588 см3 мощностью 103 и 111 л.с., “четверка” серии “Т” рабочим объемом 1994 см3 и мощностью 136 л.с., а также два 2литровых дизеля серии “L” с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом мощностью 86 и 105 л.с.

Ровер 416Si

Ленд Ровер Фрилендер

Спустя 50 лет после создания полноприводных грузопассажирских машин “Ленд Ровер”, компания “Ровер” расширила гамму своих моделей, показав более современную, относительно компактную и менее дорогую новинку, названную “Фрилендер”.

Внешность “Фрилендер” не соответствует сложившемуся десятилетиями стереотипу “ленд роверов”. Автомобиль больше похож на некоторые японские модели-конкуренты. Он оснащен силовым агрегатом переднего поперечного расположения с 4-цилиндровым бензиновым мотором или дизелем с турбонаддувом рабочим объемом 1796 и 1998 см3мощностью 97 и 120 л.с. У “Фрилендера” независимая подвеска всех колес, передние дисковые тормоза, несущий 3- или 5-дверный кузов универсал (Station Wagon), два размера колесной базы. Оригинален двухдверный 4местный “Фрилендер Софт-бэк" (Softback) с тентом над задними сиденьями. Модель предлагается в двух базовых комплектациях с 10 вариантами окраски и отделки. По заказу возможна установка электронной системы регулирования силы тяги на колесах, снижающая риск неконтролируемого скольжения колес на уклонах, а также антиблокировочной системы в приводе тормозов, подушек безопасности для пассажиров, электрических стеклоподъемников, обогревателей сидений и задних стекол.

Ленд Ровер Фрилендер Софтбэк