Самый старый тип фильтра - металлический сетчатый фильтр, который представляет собой мелкую проволочную сетку, предназначенную для улавливания загрязняющих масло частиц. Сетчатый фильтр необходимо очищать при каждом обслуживании трансмиссии.

Сетчатые фильтры современных автомобилей изготавливаются из нейлона или полиэстера. Эти фильтры имеют, по сравнению с металлическими, более мелкие отверстия, что позволяет им отфильтровать частицы значительно меньших размеров.

Металлические и синтетические сетчатые фильтры относятся к классу поверхностных фильтров. Такие фильтры улавливают загрязняющие частицы на своей поверхности, что приводит к быстрому накоплению там большого количества грязи. Это, в свою очередь, приводит к резкому сокращению пропускной способности фильтра, поэтому отверстия сетчатых фильтров не должны иметь слишком маленький диаметр, чтобы через них могли свободно проходить очень мелкие частицы. В противном случае фильтр будет достаточно быстро забиваться. Большинство металлических сетчатых фильтров имеют диаметр отверстий, приблизительно 0,13 мм. Синтетические сетчатые фильтры имеют диаметр отверстий 0,10 мм.