ШАПОШНИК Борис Львович

1902 -1985 Россия

Конструктор тяжелых грузовых автомобилей, специальных многоосных полноприводных шасси и колесных тягачей. Главный конструктор четырех автозаводов в 30-80-х годах, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники Белоруссии. Окончил рабочий факультет Московского автотракторного института им Ломоносова, в 1930 г. - механический факультет МВТУ. В сентябре 1929 г. стал техником рессорного цеха завода АМО, в 1930 г. - конструктором конструкторского отдела. С февраля 1932 г. -заместитель руководителя группы двигателей и трансмиссии. Участвовал в разработке трехосного грузового автомобиля ЗИС-6. В дальнейшем модернизировал грузовик ЗИС-5 и входил в группы проектировщиков легкового ЗИС-101 и автобуса ЗИС-8. Был ведущим конструктором по двигателям и коробкам передач, начальником отдела карбюраторных двигателей ЗИС.

Артиллерийский тягач MA3-535A

С декабря 1938 г. - временный исполняющий обязанности главного конструктора, с декабря 1939 г. - главный конструктор ЗИС. Создавал полноприводные автомобили ЭЙС-32 (4x4) и ЗИС-Зб (бхб), газобалонный ЗИС-ЗО, газогенераторные ЗИС-13, ЗИС-18, ЗИС-21, ЗИС-41, полугусеничные ЗИС-22, ЗИС-ЗЗ, ЗИС-ЗБ, автобусы ЗИС-16, ЗИС-17. В октябре 1941 г. при эвакуации завода в Ульяновск назначен главным конструктором вновь организованного завода УАЗ. С1943 г. под его руководством начались работы по созданию 3,5-тонного грузового автомобиля ЭЙС-253 с 3-цилиндровым двухтактным дизелем для производства на УАЗе после войны. Но переориентация завода на выпуск по кооперации с ГАЗом простого и нетрудоемкого фузовика ГАЗ-MM вынудила свернуть этот проект. С осени 1946 г. Б.Л. Шапошнику и его бюро выделили промышленную площадку в Новосибирске для создания нового автозавода по производству грузовых автомобилей типа ЭЙС-253. В конце 1948 г. завод передали в другое ведомство, а Шапошника направили заместителем главного конструктора по большегрузным автомобилям на Минский автозавод (МАЗ).

Шасси МАЗ-547А под ракетный комплекс "Пионер"

В1950 г. завод получил задание на проектирование и освоение производства 25-тонных карьерных самосвалов. В конце 1951 г. под руководством Шапошника был построен опытный образец самосвала МАЗ-525 с V-образным дизелем Д-12 (дефорсированный В-2), гидромуфтой, двухдисковым сцеплением с центральной пружиной, колесными планетарными редукторами и гидроусилителем рулевого управления. Освоенный в производстве, он широко применялся на всех крупных стройках и карьерах страны. В июне 1954 г. на Минском автозаводе создано специальное конструкторское бюро (СКВ или ОГК-2) по полноприводным многоколесным артиллерийским тягачам и носителям вооружения во главе с Шапошником Уже в 1955 г. был разработан проект базового 4-осного шасси МАЗ-535, а годом позже - тягача МАЗ-537 с гидромеханической коробкой передач с блокируемым гидротрансформатором, широким использованием блокируемых дифференциалов, независимой подвеской всех колес. Параллельноссозданием ряда новых узлов спроектировали 2-осный землеройный тягач МАЗ-528 и одноосный тягач МАЗ-529, переданные для производства на Могилевский автозавод.

Шасси MA3-543M под монтаж различных типов вооружения

МАЗ-7917 под ракетный комплекс "Тополь'

В 1962 г. было создано широко известное 4-осное шасси MA3-543. Оно применяется и в настоящее время в армиях ряда стран как носитель различных ракетных комплексов и оружия залпового огня. Следующая работа Шапошника - длинно-базное 6-осное шасси МАЗ-547А с управляемыми колесами передних трех осей для пусковой установки ракетного комплекса "Пионер". В дальнейшем руководил созданием многоосных шасси сверхвысокой грузоподъемности с поворотными передними и задними колесами, гидропневматической подвеской и высокой оперативной подвижностью в условиях бездорожья, а также ряда экспериментальных моделей. Удостоен звания Герой социалистического труда, дважды лауреат Ленинской премии, трижды награжден орденом Ленина, по два раза "Орденом Трудового Красного знамени" и орденом "Знак почета".