В 2001 году немецкая фирма по производству зубчатых передач ZF приступила к выпуску трансмиссий с шестискоростной АКПП 6НР26, которые устанавливаются на автомобили BMW седьмой серии.

6НР26

Несложный анализ показывает, что кинематическая схема трансмиссии 6НР26 по существу получена из кинематической схемы четырехскоростной трансмиссии 4НР18, в которой муфты 1 и 2 соединяют малые центральные колеса с ведущим звеном не напрямую, а через дополнительный планетарный редуктор. Следует отметить, что данная кинематическая схема относится к четырехстепенным.

Передача

Передаточное

отношение

1 (КВ)

2 (КС)

3 (KS)

4 (ВС)

5 (BS)

Р

-

 

 

 

 

 

N

-

 

 

 

 

 

R

3,40

 

X

 

 

X

1

4,171

X

 

 

 

X

2

2,34

X

 

 

X

 

3

1,521

X

X

 

 

 

4

1,143

X

 

X

 

 

5

0,867

 

X

X

 

 

6

0,691

 

 

X

X

 

Схема МГТУ

Следует отметить, что в нашей стране уже несколько десятилетий существует школа анализа и синтеза кинематических схем сложных планетарных механизмов. В конце 30-х годов прошлого столетия на кафедре «Гусеничные машины» МГТУ (МВТУ) им. Баумана под руководством заведующего кафедрой, профессора М.К. Кристи был разработан метод синтеза кинематических схем планетарных механизмов, основанный на свойствах плана угловых скоростей. В дальнейшем этот метод был развит Красненьковым В.И. и Вашецем А.Д.

При решении задачи синтеза кинематической схемы планетарной коробки передач с помощью этого метода рассматривается огромное количество вариантов, что позволяет выбрать наиболее рациональную схему. Естественно, что человеку рассмотреть все эти варианты самостоятельно физически невозможно Поэтому в развитие метода синтеза на кафедре «Гусеничные машины» МГТУ им. Баумана был разработан программный комплекс, позволяющий в значительной мере сократить объем работы и время, затрачиваемые человеком при синтезе кинематической схемы.

Передача

Передаточное

отношение

2

3

4

6

7

Р

-

 

 

 

 

 

N

-

 

 

 

 

 

R

3,876

X

 

 

 

X

1

6,849

X

 

X

 

 

2

6,868

 

X

X

 

 

3

-2,187

 

 

X

 

X

4

1,442

 

 

X

X

 

5

1,000

 

 

 

X

X

6

0,795

 

X

 

X

 

В качестве примера на рисунке 3-83 представлена синтезированная с помощью упомянутого программного комплекса кинематическая схема шестискоростной коробки передач.

Данная кинематическая схема относится к трехстепенным, поэтому для включения передачи используются два элемента управления. Как видно из плана угловых скоростей при переключении передач всегда один элемент остается включенным. На первых четырех передачах это тормоз 4, а с четвертой по шестую - блокировочная муфта 6.

Диапазон изменения передаточных отношений для этой схемы составляет 8,61, в то время как у представленной выше кинематической схемы шестискоростной коробки передач ZF6HP26 этот диапазон составляет всего лишь 4,92.