Штайр, Австрия, 1920-

По окончании первой мировой войны крупнейшая в стране “Австрийская оружейная компания" из небольшого городка Штайр оказалась на грани разорения и решила переключиться на производство автомобилей. На должность главного конструктора пригласили Ганса Ледвинку (Hans Ledwinka), работавшего до того на фирме “Нессельс-дорф” (Nesselsdorf). Немудрено, что первые машины марки “Штайр” напоминали довоенную продукцию “Нес-сельсдорфа". Например, при создании “Штайра-И”, поступившего на рынок в 1920 году, Ледвинка ориентировался на конструкцию “Нессельс-дорфа-U”, разработанного им незадолго до войны. Автомобиль оборудовали 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3325 см3 с верхним распределительным валом. Вскоре выпустили “Тип-IV” с 4-цилиндровым мотором в 1814 см3 с боковыми клапанами.

В 1921 году Ледвинка перешел на свою прежнюю фирму, получившую новое название "Татра" (Tatra). Это не помешало “Штайру” в 1922 году выпустить “Тип-VI" с 6-цилиндровым мотором в 3325 см3. На его шасси изготовили один из немногих австрийских спортивных автомобилей начала 20-х годов “Штайр-VI Спорт" с 4-литровым двигателем мощностью 80 л.с. Вариант с увеличенным до 4890 см3рабочим объемом мотора назвали “Клаузен Спорт” (Klausen Sport) - в память о блестящих победах гонщика Клаузена в горных гонках. Его гоночный вариант оборудовали 145сильным двигателем. В 1926 году “Штайр” выпустила компактную машину “Тип-ХП” с 6цилиндровым двигателем рабочим объемом всего 1568 см3 мощностью 30 л.с. Верхний распределительный вал двигателя приводился цепной передачей, головка блока цилиндров была съемной, а коленчатый вал вращался на шариковых подшипниках.

Год спустя легендарный Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche), оставив свое место на фирме “Мерседес” (Mercedes), вернулся в Австрию и приступил к работе главного конструктора на “Штайре”. Вскоре появился модернизированный “Штайр-VII”. Первой моделью, полностью созданной Порше, стала “Тип-XVI”, оснащенная двигателем рабочим объемом 5295 см3 с верхним распределительным валом, развивавшая максимальную скорость 120 км/ч. В 1929 году Порше представил “Штайр-ХХ” с верхнеклапанным 6-цилиндровым мотором в 2070 см3, а также роскошный автомобиль “Австрия” (Austria) с рядным 5,3-литровым 8-цилиндровым двигателем, который стал одним из наиболее интересных экспонатов Парижского автосалона, но так никогда и не выпускался серийно. Главной причиной тому были организационные перемены: к этому времени руководство “Штайра” пошло на сближение с другой автомобильной фирмой “Аустро-Даймлер” (Austro-Daimler). В результате вместо модели “Австрия” начали выпуск “Аустро-Даймлера” модели “ADR-8”. Порше покинул фирму и основал собственное техническое консультационное бюро. Его последней работой для “Штайра” стала модель “XXX” с 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем из алюминиевого сплава в 2078 см3 мощностью 40 л.с. при 3600 об/мин.

Штайр-100

В 1934 году фирмы “Штайр”, “Аустро-Даймлер" и “Пух” (Puch) объединились в концерн “Штайр-Даймлер-Пух". После этого “Штайр" изменила свою политику и ориентировалась на более популярные и дешевые машины. Первым реальным результатом объединения стала популярная легкая модель “Штайр-100” с 4-цилиндровым двигателем объемом в 1385 см3. Ее варианты “120 Супер” и “125 Супер” оснащались 6-цилиндровыми моторами в 1990 и 2078 см3. В 1936 году появился “Штайр-200” с 4-цилиндровым нижнеклапанным 1,5литровым двигателем, который через год на модели “220” заменили 6-цилиндровым 2,26-литровым верхнеклапанным мотором. Миниатюрный автомобиль “Штайр-55” с запоминающейся внешностью появился в 1938 году, сменив “Тип-50” с 4цилиндровым оппозитным верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 984 см3. На новой машине рабочий объем мотора увеличили до 1158 см3. Кроме них в 30-е годы предлагались модели традиционной конструкции -“430”, “530” и “630" с 6-цилиндровыми двигателями в 2078 и 2260 см3.

С 1949 года на заводе “Штайр" для австрийского рынка собирались некоторые автомобили компании ФИАТ (FIAT). В 1957 году началось производство микролитражной машины “Штайр-Пух 500” с оппозитным 2-цилиндровым двигателем рабочим объемом 493 см3, однотипной ФИАТ-500. В 50-е годы Эрих Ледвинка, сын Ганса Ледвинки, разработал легкий многоцелевой полноприводный автомобиль “Хафлингер” (Haflinger), позднее замененный    “Пинцгауэром"

(Pinzgauer), который выпускается до сих пор. Основной продукцией завода в Штайре в настоящее время являются грузовые автомобили, но предприятие также производит системы привода всех колес для легковых автомобилей “ФИАТ Панда” (Panda), грузопассажирских "Фольксваген” (Volkswagen) и “Крайслер Вояджер” (Chrysler Voyager).