Управление фрикционными элементами АКПП осуществляется с помощью гидравлических сервоприводов, которые преобразовывают давление масла в механическую силу, необходимую для включения блокировочных муфт и ленточных тормозов. Определение моментов переключения и формирование требуемых законов управления осуществляет система управления. До начала 80-х гг. прошлого столетия эти системы были полностью гидравлическими, причем все их элементы были расположены, как правило, в едином корпусе, который назывался клапанной коробкой либо гидравлическим блоком управления. Клапанная коробка располагается в картере самой коробки передач.

Начиная с 1983 г., в трансмиссиях с АКПП используются электрогидравлические системы управления, в состав которых входит электронный блок (специализированный компьютер). При этом часть функций, за которые раньше отвечала гидравлическая система управления, была передана этому блоку. Появление электронного блока управления значительно расширило возможности по разработке более рациональных алгоритмов управления коробкой передач.

Вне зависимости оттого, какая система используется для управления АКПП, полностью гидравлическая или электрогидравлическая, ее можно разделить на три функциональные части:

• измерительную;

• анализирующую;

• исполнительную.

В полностью гидравлических системах управления к измерительной части можно отнести два клапана:

• скоростной регулятор, формирующий давление, пропорциональное скорости движения автомобиля;

• клапан-дроссель или модулятор, которые обеспечивают давление, пропорциональное степени открытия дроссельной заслонки (TV-давление).

В электрогидравлических системах управления в измерительную часть входят всевозможные электрические датчики: оборотов, положения дроссельной заслонки, температуры масла и т.п.

В АКПП без электронного блока управления анализирующей частью можно считать клапаны переключения. К ним подводится давление скоростного регулятора и TV-давление. В зависимости от соотношения этих двух давлений на каждом из указанных клапанов в коробке передач происходят соответствующие переключения.

В электрогидравлических системах анализирующей частью является электронный блок управления, к которому поступают сигналы от многочисленных датчиков. На основании анализа этих сигналов вырабатываются соответствующие команды для исполнительных органов.

При переходе от полностью гидравлической системы управления к электрогидравлической исполнительная часть претерпела наименьшие изменения. К исполнительной части системы управления относятся бустеры и сервоприводы, которые преобразовывают гидравлическое давление в усилие сжатия пакетов фрикционных дисков или натяжения тормозных лент. Отличительной особенностью электрогидравлических систем управления в этой части является наличие электромагнитных клапанов (соленоидов), преобразующих электрические сигналы в перемещение плунжера гидравлического клапана.