Для того чтобы проверить, является ли рассматриваемый объект системой, необходимо проверить ее свойства согласно определению данного понятия. Пользуясь методом контрольных вопросов, ставятся следующие вопросы :

1) является ли набор элементов системы полным (целостным), т.е. достаточным для функционирования системы? Нет ли лишних или недостающих элементов?

2) каковы связи между элементами? Достаточно ли их, нет ли лишних? Обеспечивают ли связи функционирование системы?

3) обладает ли система функциональными свойствами, не присущими ни одному из ее элементов в отдельности?

4) обеспечена ли взаимосвязь данной системы с внешней средой? Учтены ли все существенные внешние связи? Ограничения?

5) что дает анализ данной системы с позиции надсистемы, т.е. «сверху»? Не нарушаются ли присущие надсистеме законы развития?

6) что дает анализ данной системы с позиций возможных исходов (конечных результатов), т.е. взгляд «снизу»?

7) обладает ли данная система всеми присущими ей свойствами?

8) сохранены ли, не нарушены ли в системе законы материалистической диалектики? Рассматривается ли система в развитии и может ли она развиваться? Каковы движущие силы развития?

Иерархическое строение системы связано с потенциальной делимостью элементов системы и наличием для каждой системы многообразия связей и отношений. Иерархическое строение присуще также отношениям или связям системы, так как связи и отношения любой системы тоже могут быть разложены на элементарные и на их основе сформирована система более низкого уровня. В результате система выступает как сложное иерархическое образование, в котором выделяются различные уровни, разные типы взаимосвязей между различными уровнями. В результате иерархического строения появляется возможность последовательного включения систем более низкого уровня в системы более высокого уровня. Такие иерархические системы называются структурированными. Бывают и неструктурированные строения, так называемые сетчатые системы, в которых каждый элемент или подсистема связаны со многими другими элементами системы сложными обратными связями и так сильно влияют друг на друга, что систему невозможно однозначно структурировать или выделить в ней какую-то иерархию. Такие многосвязанные слабоструктурированные системы, как, например, сеть распределения продукции или нейронная сеть мозга человека, плохо расчленяются, а иногда не расчленяются вовсе на отдельные элементы (подсистемы), из которых, как из кирпичиков, затем можно синтезировать целую систему. Поэтому изучение неструктурированных или слабоструктурированных логистических систем «снизу», от элементов, с дальнейшим их объединением (композицией), не дает реальную целостную картину. Это связано с тем, что, с одной стороны, целостная система больше, чем сумма элементов, с другой - слабоструктурированная система не разбивается на отдельные, независимо изучаемые элементы, из которых затем складывается целостный образ системы.