Знания структуры системы управления иногда недостаточно для понимания законов функционирования системы в целом, и наоборот.

При описании логистической системы часто вопрос сводится к описанию целей функционирования этой системы. Между тем определить цель функционирования системы просто невозможно. Нужно определить законы функционирования системы, правила ее поведения в процессе движения к планируемому состоянию, ибо не цель, а возможность достижения цели является смыслом функционирования системы.

Главными системными функциями являются:

© элементная совместимость;

© возможность реализации из элементов свойств системы;

© интенсивность функции;

© степень детерминированности;

© изменчивость.

Условия функционирования системы должны быть «простыми, элегантными, общими и строгими и не требовать обращения к природе вовлеченных в явление механизмов»1.

На основании этого И.С. Моросановым был сформулирован принцип выгодности концентрации потока, сущность которого определяется тем, что удельная мощность, необходимая для транспортировки единичной продукции, уменьшается с увеличением потока. Фундаментальным положением этого принципа является то, что для каждого логистического процесса имеется оптимальная величина скорости его протекания с точки зрения минимизации работы на его функционирование. Для абстрактной задачи построения схемы материальных потоков от поставщиков к потребителям этот принцип приводит к получению ветвистой структуры, когда потоки имеют тенденцию концентрироваться вблизи источника поставок и разветвляться вблизи потребителей, т.е. выгодным является движение сначала по общему участку пути, а уже потом по отдельным путям к каждому потребителю. Проигрыш в расстоянии тем не менее минимизируется совершаемой работой, так как используется общий участок пути с малым сопротивлением движению. Предельные случаи, возникающие здесь, очевидны: если производная функции удельного сопротивления по величине потока мала, т.е. сопротивление слабо зависит от величины потока, выгодным является движение по кратчайшим путям от источника поставок к потребителям (централизованное распределение); если эта производная велика, наиболее выгодная схема материальных потоков определяется минимальной общей протяженностью всей сети маршрутов.