Поддержание запасов на региональных складах и в розничной торговле на уровне, требуемом для удовлетворения спроса потребителей, является одной из специфических проблем, связанных с эффективным выполнением функции распределения товаров. Эта проблема является относительно простой, когда число товаров, распределением которых надо управлять, небольшое. Однако как только разнообразие товаров увеличивается, эта проблема становится гораздо сложней.

С увеличением разнообразия выпускаемых товаров значительно усложняется проблема управления запасами. Снижение уровня спроса на товары приводит к появлению большого количества мелких партий, поступающих в систему распределения. Это увеличивает удельные затраты на обработку и транспортировку товаров.

По мере того как предприятия диверсифицирует свою тор-говУЮ деятельность, растет число товаров, продаваемых мелкими сериями. Исследование, основанное на отчетах большо-числа предприятий, осуществляющих сбыт товаров, показало, что относительно небольшой процент общего числа партий товаров (от 10 до 20%) обеспечивают около 80% общего объема продаж, в то время как около половины всех изделий дают меньше 4% продаж. При управлении запасами этот фактор является самым существенным, потому что замедленная реализация товаров приводит к таким затратам на их хранение, которые могут значительно превысить их пропорциональную долю в общих затратах такого рода.

Процесс обработки заказов становится более сложным и дорогостоящим из-за того, что вместо сравнительно небольшого числа крупных заказов поступает значительно большее число заказов относительно небольшого размера. Вследствие этого соответственно увеличиваются затраты на оформление заказов и их выполнение. Уменьшение размера заказов приводит к тому, что перевозка товаров от складов производится мелкими партиями. При этом увеличиваются удельные затраты на транспортировку единицы продукции.