Для конструктивного изучения логистической системы составляется ее модель, т.е. упрощенный, по возможности формализованный (для проведения количественных исследований) аналог. Модель должна отражать те свойства, которые представляют наибольший интерес для специалиста по логистике.

В первую очередь определяется совокупность независимых возможных вариаций параметров, описывающих функционирование системы. Затем необходимо найти структурные элементы, определяющие функционирование системы, и описать их функционирование. Далее требуется обрисовать связи, объединяющие элементы в систему: дается упрощенная их интерпретация. Проведенные действия фиксируются графически в виде некоторой схемы системы.

Далее устанавливается идентичность модели реальной логистической системе. Для этого сравниваются функционирование системы и сформированной модели при воздействиях на них возмущений. В идеальном случае можно достигнуть тождественности реакций, но обычно добиться этого на практике не удается. Различия будут особенно заметны в сбойных ситуациях, когда система попадает в условия, не запланированные при ее формировании.

Проблема соответствия между моделью и реальной системой достаточно сложна.

Несмотря на то что математические модели обладают такими важными достоинствами, как четкость, возможность строгой дедукции, проверяемость, не следует отказываться от использования вербальных моделей.

Вербальная модель лучше, чем отсутствие модели вообще или математическая модель, которая может фальсифицировать реальность.

Лучше иметь сначала вербальную модель со всеми ее недостатками, но охватывающую некоторый не замеченный ранее аспект исследуемой реальной системы и позволяющую последующую разработку соответствующего алгоритма, чем начинать со скороспелых математических моделей.