1) по ясности и осознанности их постановки;

2) степени детализации и конкретизации представлений об их составляющих и взаимосвязях;

3) соотношению количественных и качественных факторов, отмечаемых в постановке проблемы.

В соответствии с этим выделяют три класса проблем3:

1) хорошо структурированные, или количественно сформулированные;

2) слабоструктурированные, или смешанные, содержащие количественные и качественные оценки;

3) неструктурированные, или качественные проблемы. •

Системный анализ применяется для того, чтобы слабоструктурированную проблему трансформировать в хорошо структурированную, к решению которой можно приложить аппарат исследования операций и методы оптимизации.

Чтобы внести структуру в не полностью структурированную проблему, необходимо выполнить следующие требования1:

1) процесс решения проблемы должен быть изображен с помощью диаграмм потока (последовательности или структуры процессов) с указанием точек принимаемых решений;

2) этапы процесса нахождения решений должны быть описаны детально;

3) основные альтернативы и способы их получения должны быть демонстрируемыми;

4) Предположения, сделанные для каждой альтернативы, должны быть определены;

5) Критерий, с помощью которого выносится суждение о каждой альтернативе, должен быть полностью определен;

6) Детальное представление данных, взаимоотношений между данными и процедур, с помощью которых данные были оценены, должно являться частью любого решения;

7) Должны быть показаны важнейшие альтернативные решения и доводы, необходимые для объяснения причин исключения отклоненных решений.