3) определение фактического положения дел в анализируемой области и на этой основе выявление проблем, т.е. несоответствия между необходимым (желаемым) и фактическим положением дел;

4) оценка последствий, к которым приводят выявленные проблемы, если их не устранить, т.е. оценивается актуальность выявленных проблем. И если проблемы актуальны, то они требуют решения.

Научная проблема возникает в условиях проблемной ситуации, когда складывается и осознается противоречие между знанием о потребностях потребителей и незнанием средств, путей и способов удовлетворения этих потребностей, которое в конечном счете упирается в незнание определенных системных закономерностей.

Проблемная ситуация возникает также как противоречие между существующими теориями и новыми фактами, нуждающимися в ином теоретическом истолковании, или как выяснение внутренней логической противоречивости существующих теорий1.

Правильная постановка проблемы предполагает выполнение следующих групп действий2:

1) формулирование проблемы, состоящее из вопрошения (выдвижения центрального вопроса проблемы), констра-диктации (фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы) и финитизации (предположительного описания ожидаемого результата);

2) построение проблемы, представленное операциями стратификации («расщепление» проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос), композиции (группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему), локализации (ограничение области изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями специалиста по логистике, отграничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения), вариантификации (выработки установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы);