Рис. 11. Процесс решения проблемы

Общими элементами управления с помощью обратной связи, выраженными в терминах процесса решения проблемы, являются1:

© перестройка объектов, свойств и связей существующей системы;

© преобразование выхода системы во вход для цели регулировки модели выхода и критериев функционирования системы;

© воздействие на протекающий процесс с целью сохранения или улучшения функционирования системы;

© обучение и познание, позволяющие априори различать существующее и планируемое состояние.

11.5. Процесс решения логистической проблемы

Рассмотрим содержание процесса решения логистической проблемы (рис. 12).

Важнейшими элементами этого процесса являются четыре точки решения (на рис. 12 указаны ромбами), в которых ис-

[

пользуются следующие критерии решения :

1) может ли быть решена полная проблема?

2) является ли предлагаемое решение возможным полным решением?

3) убедительно ли показывают результаты проверки возможность полного решения?

4) подтверждают ли результаты проверки полное решение? Решение, формируемое в третьей точке, может рассматриваться как выбор, следующий за результатом решения во второй точке, который может принимать значения «да» или «нет». Хотя частичное решение тоже является полезным, предполагается, что более желательно полное решение.

Каждая точка решения есть подсистема управления с помощью обратной связи. Результат функционирования логистической системы есть выход, который вводится в процесс управления. Нарушение последовательности в нахождении частичного и полного решений может стать причиной того, что частичное, но удовлетворительное решение будет потеряно. Чтобы гарантировать согласие между частичным и полным решением, критерии должны быть непротиворечивыми. Каждая точка решения принадлежит ветви итеративного процесса обработки данных проблемы, обращающихся по его последовательным этапам.