Существенной чертой логистических систем является то, что эти системы, как правило, не имеют четкой структуры, являются «слабоструктурированными». Системный подход в этом случае должен не только ответить на вопрос об оптимальных путях достижения заданной цели, но и помочь правильно сформулировать саму цель системы. Особенно отчетливо проявляются эти особенности слабоструктурированных систем в области принятия решений3. Предложенные П. Чек-лендом концептуальные схемы и модели, реализующие итера тивный процесс исследования систем этого типа, составляют основу его «мягкой системной методологии» (Soft System Methodology (SSM)), обобщающей опыт анализа, диагностики, моделирования и проектирования систем, включающих человека1.

Общая методологическая схема SSM включает семь основных стадий процесса:

1) осознание наличия проблемной ситуации и аккумуляция возможно более полной информации, характеризующей эту ситуацию;

2) фиксация проблемной ситуации в виде некоторого описания;

3) выработка «основных определений» соответствующей системы, отражающей зафиксированную проблемную ситуацию;

4) создание и тестирование концептуальных моделей, направленных на определение способов полного или частичного разрешения рассматриваемой проблемы;

5) сравнение и сопоставление результатов моделирования с описанием проблемной ситуации;

6) определение на основе проведенного на предыдущем этапе сопоставления комплекса осуществимых и желательных (для субъекта) изменений в исходной ситуации;

7) действия субъекта по практическому осуществлению этих изменений.

Наиболее важные в методологическом плане стадии, согласно П. Чекленду, - третья и четвертая. П. Чекленд утверждает, что адекватное «основное определение» должно включать, по крайней мере, шесть элементов, которые он обозначает мнемоническим символом CATWOE . Центральным элементом является процесс трансформации (Т), посредством которого заданные исходные условия преобразу ются в заданный результат. Трансформация охватывает, в частности, непосредственные объекты тех видов действий, которые необходимы для описания системы в целом. Следующий элемент - владелец (О - ownership) системы, например служба логистики некоторой организации. Внутри самой системы выделяются действующие лица (А - actors), осуществляющие основные виды деятельности данной системы, особенно основные преобразования. Внутри и вне системы находятся внутренние и внешние потребители (С - customers) системы, для которых функционирование системы оборачивается созданием добавленной ценности и на которых, следовательно, осуществляемая системой и в системе деятельность оказывает влияние. Пятый элемент - ограничения со стороны окружающей среды (Е - environmental constraints). Шестой элемент редко выражается явным образом, но неявно всегда присутствует в определениях системы. Это те концептуальные рамки, позиции, предпосылки (W - Weltanschauung), которые делают осмысленными вырабатываемые «основные определения».