Рис. 28. Влияние изменения параметров на устойчивость

На рис. 28 показано следствие изменения параметров системы, приводящее к последовательной деформации кривой, условно характеризующей устойчивость системы. Так, в положении 0 воздействие на систему смещает положение шарика, описывающего состояние равновесия, который после прекращения воздействия возвращается в исходное положение. Тем не менее, даже при этом можно подобрать воздействие, приводящее к нарушению равновесия, т.е. смещению шарика за пределы ограничивающей кривой. По мере нарастания вариации параметров кривая «разгибается», что позволяет даже небольшим воздействиям дестабилизировать систему (положения 1, 2), а в положении 3 система становится структурнонеустойчивой - равновесие исчезает.

Вторая группа причин потери устойчивости логистических систем связана с нарушениями материального потока. Оно может быть вызвано деформацией самих логистических каналов: их разрушением, снижением пропускной способности или искажением при транспортировке продукта. Кроме этого, остановка функционирования системы может быть обусловлена недостаточностью ресурсов, нарушением свойств перемещаемой продукции или наоборот, переполнением логистических каналов, их закупоркой при избытке перемещаемой продукции.

В процессе развития, состоящего из циклически повторяющихся стадий эволюции и скачка, логистическая система постоянно переходит из устойчивого состояния в неустойчивое и обратно. Структурная и функциональная устойчивость, под которой понимается способность логистической системы сохранять свои параметры в определенной области значений, позволяющей ей сохранять качественную определенность, в том числе состава, связей и поведения, формируется в процессе адаптации системы к изменившимся в результате катастрофы внешним и внутренним условиям.