Устойчивости системы способствует повышение степени универсальности ее организации, которое является продуктом диверсификации подсистем, восполняющей их ограниченность, неповторимую единичность. Это, конечно, не означает, что подсистемы полностью дублируют строение и функции друг друга, что привело бы к эффекту, обратному желаемому; речь идет лишь о своеобразной подстраховке на случай усиления флуктуаций (насколько она эффективна, вполне можно судить по действию диверсификации на уровне предприятий). Другой пример повышения устойчивости системы - сохранение определенной специализации подсистем. Например, многие системы имеют в своем составе оперативные и консервативные подсистемы, из них первые приближаются к среде, улавливая ее флуктуации, вторые - отдаляются от нее, сохраняя качественную определенность системы. Оба условия могут совместно работать на повышение устойчивости, если они не выходят за определенные пределы. В противном случае устойчивость и самой системы, и ее подсистем снижается. Постепенно начинает работать «принцип хрупкости», согласно которому устойчивость обладает большей хрупкостью, чем неустойчивость, все хорошее более хрупко, чем плохое1.

Когда изменения параметров логистической системы под влиянием внешних или внутренних флуктуаций превышают ее возможности адаптации, наступает состояние неустойчивости - точка бифуркации, переломный для развития системы момент. Неустойчивость нередко возникает в ответ на введение в систему нового компонента . В точке бифуркации неустойчивость усиливается благодаря тому, что всегда присутствующие в системах флуктуации, подавляемые в устойчивом состоянии, в результате нелинейных процессов, выводящих параметры за критические значения, усиливаются и вызывают скачкообразный переход в новое устойчивое состояние с меньшей энтропией3, после чего цикл «плавное развитие -скачок», «эволюция - революция», «устойчивость - неустойчивость» повторяется.