Поскольку какой бы то ни был эффект (результат), включая, возможно, и достижение какой-либо цели, является продуктом функционирования логистической системы, то эффективность или результативность следует понимать как степень достижения результата, заданного ее функцией, как степень соответствия фактического результата тому, который должен иметь место при всей полноте выполнения системой своей функции или функций в среде.

Эффективность есть степень фактического достижения результата.

В отличие от других исследователей, К. Барнард придает новый смысл понятию «эффективность», определяя ее йак способность организации «предоставлять эффективные побу ждения в количествах, достаточных для поддержания равновесия системы»1. Поскольку целое всегда больше суммы его частей, К. Барнард полагает, что измерение данного отношения (больше) и составляет основной показатель эффективности организации.

Другим примером является понятие «экономичность». Если вносится какое-либо изменение в логистический процесс, который при определенном рассмотрении может представлять собой простой детерминированный акт, направленный на сокращение затрат за счет изменения процесса выполнения какого-нибудь одного заказа, то почти наверняка это изменение будет затрагивать также и более крупную систему. Внесение этого изменения оказывает влияние во всех направлениях. Результаты этого изменения, а также изменения всей логистической системы в целом до ее перехода в новое состояние равновесия невозможно точно предвидеть. Конечный результат должен свестись к повышению экономичности.

Логистическая система может быть эффективной, но не экономичной. Проектирование одной из частей логистической системы с большей надежностью, чем остальных, может обойтись дорого. Неоправданная избыточность или стремление предусмотреть все возможные риски приводит к созданию неэкономичной системы.