В современной динамичной рыночной среде на первый план выдвигается понятие «ситуация», поскольку оно отражает совокупность наиболее важных, актуальных факторов, влияющих на функционирование и развитие логистической системы предприятия. Понятие «ситуация» означает систему условий, совокупность целей и средств предприятия и окружающих его субъектов экономической и социальной сферы. Таким образом, системный подход как способ познания любой системы, применяемый к логистической системе современного предприятия, приобретает специфику и в своем развитии становится ситуационным подходом.

В чем же заключается специфика ситуационного подхода? В том, что он, развивая основные идеи системного подхода, вместе с тем выделяет наиболее важные актуальные факторы, влияющие на логистическую систему предприятия. Если, например, строго осуществлять системный подход, то необходимо определить все надсистемы, в которые входит логистическая система предприятия и ее компоненты. Но таких надсистем бесконечно много. Поэтому осуществить системный анализ в полном объеме, естественно, невозможно. Приходится идти на определенные упрощения. Таким упрощением, выделяющим наиболее значимые системные параметры, и является ситуационный подход.

Ключевым моментом ситуационного подхода, на взгляд С.А. Камионского, является определение целей, интересу и потребностей всех взаимосвязанных субъектов как внутри логистической системы предприятия, так и за ее пределами1. Именно цель является системообразующим, интегрирующим фактором, объединяющим отдельные объекты в целостность, в систему. Это объединение происходит в силу тогог что разрозненные объекты далеко не всегда могут служить достаточными средствами для достижения целей в области обслуживания потребителей, а в объединенном виде они приобретают новое, системное, интегральное свойство.